Расплывчато сформулированный законопроект против «формирования положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям» может создать условия, при которых журналиста могут посадить в тюрьму за обсуждение прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ), а также загнать в подполье активистов, выступающих за права ЛГБТ, и вызвать акты насилия в отношении представителей ЛГБТ-сообщества, говорят активисты. Некоторые опасаются, что данный законодательный акт фактически приведет к восстановлению уголовной ответственности за гомосексуальность.
Оригинал статьи опубликован на сайте Eurasianet.org.
Законопроект, являющийся более жесткой версией принятого в России в 2013 году закона против «пропаганды гомосексуализма», был 15 октября принят Жогорку Кенешем в первом чтении. За него проголосовали 79 депутатов и лишь семь высказались против. Учитывая столь подавляющую поддержку парламентариев, активисты ожидают, что он без проблем пройдет остальные два чтения и будет подписан президентом Алмазбеком Атамбаевым, отличительной чертой администрации которого является курс на сближение с Россией. (Представитель Атамбаева заявил, что пока слишком рано говорить о позиции президента по данному вопросу).
Читать по теме: Парламент одобрил «антигейский» закон в первом чтении
В соответствии с законопроектом, лицо, формирующее «положительное отношение к нетрадиционным сексуальным отношениям», рискует получить до года тюрьмы. Рассмотрение документа в парламенте идет на фоне того, что исследователи называют «политической гомофобией», так как Кремль сделал тему гомосексуальности одним из основных столпов своей кампании против Запада. Кыргызские законодатели часто повторяют рефрены, которые можно услышать на российских государственных телеканалах. Например, из-за «массовой пропаганды число геев и лесбиянок [в Кыргызстане] постоянно растет, разрушая традиционные понятия и устои в обществе», заявил Интерфаксу 16 октября один из авторов законопроекта.
«Данный законопроект вводит уголовную ответственность за гомосексуальность, – утверждает Дастан, гей-активист из Бишкека, просивший не называть его фамилии. – Фактически, больше нельзя будет заявить о своей гомосексуальности. Нельзя будет даже за руки держаться. Данный законопроект дает зеленый свет нападениям на нас. Насилие, дискриминация и ненависть в отношении ЛГБТ-сообщества будут расти».
Организациям, предоставляющим представителям ЛГБТ-сообщества временное жилье и бесплатную юридическую помощь, будет запрещено рекламировать свои услуги и в законодательном порядке защищаться от неизбежного роста насилия, вызванного данным законом, считает Айжан Кадралиева из центра «Лабрис» – ведущей организации в Бишкеке по продвижению прав ЛГБТ.
Смотреть по теме: Международный фото-флешмоб против «антигейского» законопроекта в Кыргызстане
Акты насилия в отношении представителей ЛГБТ-сообщества и без того являются острой проблемой. В январе организация «Хьюман Райтс Вотч» отметила в своем докладе, что кыргызская милиция на постоянной основе подвергает геев «физическому, сексуальному и психологическому насилию, произвольным арестам и вымогательству под угрозой насилия». Представители МВД отказались признать наличие данной проблемы, а затем главный муфтий страны издал фетву против однополых связей.
«Если данный дискриминационный закон будет принят, его расплывчатая формулировка, позволяющая очень широко трактовать понятие «формирования положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям», может привести к росту злоупотреблений со стороны милиции и прочих в отношении представителей ЛГБТ-сообщества», – сообщила EurasiaNet.org Мира Риттманн (Mihra Rittmann), научный сотрудник по Центральной Азии при организации «Хьюман Райтс Вотч».
Расплывчатая формулировка также может подорвать усилия по борьбе с ВИЧ и помешать осуществлению просветительских программ касательно безопасного секса в целом. Сочетание «нетрадиционные сексуальные отношения» может интерпретироваться как любые внебрачные сексуальные отношения, целью которых не является рождение детей», сказал Кай Уилкинсон (Cai Wilkinson), лектор при Университете Дикина в Австралии, изучающий вопросы, касающиеся прав ЛГБТ-сообщества в Кыргызстане. Ожидается, что закон также негативно повлияет на работу в Кыргызстане организации «Глобальный фонд» и программы ООН по борьбе со СПИДом ЮНЭЙДС.
«Рискованным может стать продолжение работы с представителями ЛГБТ-сообщества и МСМ (мужчинами, практикующими секс с мужчинами) даже в частном порядке, т.к. «формирование положительного отношения» запрещено законом», – заявил Уилкинсон в разговоре с EurasiaNet.org.
В лучшем случае, в такой стране, как Кыргызстан, где к милиции по большей части относятся с презрением, считая ее коррумпированной, невнятная формулировка закона может создать условия для притеснений и вымогательства со стороны представителей власти, сообщили EurasiaNet.org несколько активистов.
Не нужно далеко ходить за примерами того, как официальная гомофобия влияет на социальную жизнь. Например, 17 октября около 300 членов националистической молодежной группы «Калыс» (Арбитр) помешали проведению в одном из бишкекских ночных клубов концерта украинской танцевальной труппы «Казаки», обвинив последнюю в рекламе гомосексуальности, сообщил Kloop.kg. Организаторы акции заявили, что пришли с целью защитить «традиционные семейные ценности». Полиция бездействовала и концерт отменили.
Смотреть видео по теме: Концерт группы Kazaky в Бишкеке сорван «противниками геев»
Кыргызстан никогда не был «намеренно доброжелательным к ЛГБТ», но до последнего времени страна «отличалась отсутствием активной гомофобии со стороны государства, что, в сочетании с существованием сильного гражданского общества, позволило развиться ЛГБТ-активизму», – отметил Уилкинсон. Но, по причине сильного влияния России и усилившихся после межнациональных столкновений в 2010 году националистических настроений, «вопрос прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров является легкой мишенью».
Ранее в этом году представители «Калыс» провели акцию протеста у посольства США. Ставя знак равенства между защитой прав ЛГБТ-сообщества и поддержкой продемократических активистов в Украине, они обвиняли Вашингтон в попытке организовать в Кыргызстане волнения по украинскому сценарию. Движение «Калыс» также высказалось в поддержку схожего с российским закона, в соответствии с которым организации, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, должны были бы регистрироваться в качестве «иностранных агентов» (данный термин в разговорной речи ассоциируется со шпионами). Программа данного молодежного движения так похожа на кремлевскую, что многие местные активисты считают, что оно финансируется Москвой.
Учитывая курс правительства Кыргызстана на сближение с Москвой после прихода к власти президента Атамбаева, представляется маловероятным, что дипломатическое давление с Запада может заставить кыргызских законодателей отказаться от направленного против ЛГБТ закона. После того, как посольство США 10 октября выразило «глубокую озабоченность» данным законодательным актом, кыргызский парламент выступил с заявлением, утверждающим, что рассматриваемый закон не ограничивает права человека, добавив при этом, что Вашингтону следует заниматься своими делами.
Еще более расстроил испытывающих нарастающее давление активистов тот факт, что казавшиеся наиболее либеральными депутаты также проголосовали за этот законопроект. Кое-кто из занимающих активную прозападную позицию парламентариев предпочел вообще не участвовать в голосовании, что, по словам активистов, эквивалентно голосу в поддержку закона.
Некоторые отданные за данный закон голоса, возможно, являются результатом процессуальной ошибки в не отличающемся порядком кыргызском парламенте. Когда у Ширин Айтматовой спросили, почему она проголосовала «за», она ответила, что в тот день осталась дома с приболевшим ребенком. «Тот, кто сидел рядом со мной, проголосовал за меня. Само собой разумеется, что я бы не поддержала [этот законопроект]», – заявила она, добавив, что попросила аннулировать свой голос. (Через четыре дня после этого на официальном веб-сайте Жокорку Кенеша она все еще числится в списке проголосовавших «за»).
Подобная апатия и процессуальная неосмотрительность подчеркивают, с какими трудностями придется бороться Кадралиевой из центра «Лабрис». По ее словам, в случае принятия закона, центр намерен опротестовать его в судебном порядке. «Мы намерены обратиться с протестом в отношении этого закона в Конституционный суд, т.к. по конституции мы имеем право на свободу слова, – сказала Кадралиева, признав, однако, что ситуация сложилась не в их пользу. – Мы рассчитываем на международную поддержку».
Автор статьи: Дэвид Триллинг, центральноазиатский редактор EurasiaNet.