Серия “Американские стартапы”:

Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”

Найти инвестора для своего стартапа нелегко даже в Кремниевой долине — при всём обилии денег в этой части Калифорнии. Но шансы привлечь внимание значительно повышаются, если компания сначала прибегает к так называемому краудфандингу.

Как и многие стартапы Кремниевой долины, “Бёрди” арендует для своего офиса помещение бывшего гаража.

Следуя модным калифорнийским тенденциям, убранство офиса совмещает нарочито-небрежно-голый бетонный пол и стильную мебель, горшки с растениями и юрты для переговоров.

“Бёрди” производит лаконично оформленные, круглые аппараты размером с блюдце, которые, как надеются основатели компании, заменят устаревшую систему пожарной сигнализации.

Сегодня дела у компании на подъёме, и основатель Марк Белинский не скрывает своей гордости — совсем скоро производимые в Китае аппараты поступят первым клиентам.

Тур по офису “Бёрди”, внутри которого стоят юрты:

Стартап, который можно потрогать

“Бёрди” — не очень типичный стартап для Кремниевой долины. Хотя бы потому, что продуктом компании является не онлайн-сервис, а самый настоящий осязаемый продукт.

Белинский мечтает, что его аппарат станет незаменимым устройством в домах по всему миру — он умеет реагировать на задымленность, повышенный уровень угарного газа и загрязненность воздуха.

Но самое главное отличие от традиционной системы сигнализации — “Бёрди” посылает оповещения о тревоге на мобильный телефон.

Один из первых прототипов "Бёрди"
Один из первых прототипов “Бёрди”

Идея создать аппарат пришла Белинскому после того, как его бабушка — русскоязычная иммигрантка, живущая в Нью-Йорке — пострадала от последствий урагана Сэнди в 2012 году.

Оставшись без отопления, она поддерживала тепло в квартире включенными газовыми плитами, повышая уровень угарного газа до опасных пределов.

“Я подумал: было бы здорово, если бы существовало приспособление, которое могло бы, в случае чрезвычайной ситуации, звонить моей бабушке на телефон и объяснять ей на родном русском языке, что происходит”, — рассказывает Белинский.

Марк и его друг Джастин Элви решили создать аппарат, который посылал бы оповещения на мобильный или городской телефон о том, что в доме что-то не так.

Народные деньги

Примерно с конца 70-х в США начала формироваться культура финансирования стартапов, которая превратила эту страну в лидера по количеству технологических изобретений.

Алгоритм выработался примерно следующий — если изобретателю пришла в голову идея, то он не идёт сразу же выбивать на неё деньги у людей с толстыми кошельками.

Он сначала должен подготовить так называемый minimum viable product — продукт с минимальной достаточной функциональностью. Это не макет, созданный для презентаций — это именно продукт, который уже продаётся клиентам и умеет что-то делать.

Если продукт успешен — например, его покупают, о нём пишет пресса или его активно обсуждают в социальных сетях — то, как правило, инвестор находится сам.

“Вы вообще не должны думать об инвесторах, когда создаёте что-то. Создавая продукт, представляйте, что инвесторов никогда не будет. Но если вы построите что-то прекрасное, обожаемое людьми, то инвесторы придут к вам первыми”, — говорит Дерек Андерсен, основатель компании “Стартап грайнд”, которая помогает налаживать связи между изобретателями и инвесторами.

Успешность стартапа обычно определяется прибыльностью или популярностью продукта.

Но ребята из “Бёрди” решили использовать не самый распространённый, хотя и набирающий популярность, метод привлечения внимания — сбор народных денег или краудфандинг.

В декабре 2013 года они запустили кампанию по сбору средств на веб-сайте “Инди Гоу Гоу” (IndieGoGo), предварительно, конечно же, подготовив несколько прототипов, чтобы было что показывать людям.

Первый почти что миллион

Устройство от “Бёрди” привлекло внимание пользователей, в первую очередь, своими расширенными функциями оповещения.

В кампании на “Инди Гоу Гоу” Белинский и Элви использовали пример, играющий на самых нежных чувствах — заботе о ребёнке.

“Детская комната: обнаружен опасный уровень угарного газа. Советуем открыть окно”, — именно такая надпись от приложения “Бёрди” демонстрировалась на “Айфоне”, сфотографированном для кампании по сбору средств.

Результаты превзошли ожидания самих основателей компании — запросив у 50 тысяч долларов, они за два месяца собрали 72 тысячи, то есть почти в полтора раза больше того, что просили.

Теперь, вопреки тем советам, которые дают эксперты вроде Андерсена, можно было смело идти к инвесторам.

Марк Белинский
Марк Белинский

“У каждого стартапа свой путь к успеху и, что особенно здорово, разнообразие этих путей только увеличивается”, — говорит Белинский.

Команда “Бёрди” зарегистрировалась на веб-сайте “Эйнджел Лист” (Angel List), где стартапы находят так называемых инвесторов-ангелов — первых вкладчиков в проект.

“Эйнджел Лист” поражает составом своих участников — на этот сервис, например, захаживает актёр Эштон Кутчер, который уже вложился в 43 компании.

Каждый день там можно лицезреть, как очередной стартап получил финансирование на сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Разумеется, конкуренция среди начинающих компаний бешеная, но в “Бёрди” справились с ней.

Меньше чем за год, Белинскому и Элви удалось собрать через “Эйнджел Лист” 700 тысяч долларов — и огромную роль в этом сыграл успех краудфандинговой кампании.

Первая доставка

Сейчас у стартапа заботы несколько иного характера — бюрократические сложности в получении сертификатов.

Из-за этого пришлось отложить доставку первых экземпляров “Бёрди” тем, кто вкладывался через “Инди Гоу Гоу” (что вызвало некоторое негодование в комментариях на этом сервисе).

Но один из необходимых сертификатов — на проверку загрязненности воздуха — уже получен. В ближайшие месяцы тестовые экземпляры аппарата будут доставлены первым клиентам.

От появления идеи до её физического воплощения прошло всего два года.

Серия “Американские стартапы”:

Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”