Серия «Американские стартапы»:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг «Форбс»
Найти инвестора для своего стартапа нелегко даже в Кремниевой долине — при всём обилии денег в этой части Калифорнии. Но шансы привлечь внимание значительно повышаются, если компания сначала прибегает к так называемому краудфандингу.
Как и многие стартапы Кремниевой долины, «Бёрди» арендует для своего офиса помещение бывшего гаража.
Следуя модным калифорнийским тенденциям, убранство офиса совмещает нарочито-небрежно-голый бетонный пол и стильную мебель, горшки с растениями и юрты для переговоров.
«Бёрди» производит лаконично оформленные, круглые аппараты размером с блюдце, которые, как надеются основатели компании, заменят устаревшую систему пожарной сигнализации.
Сегодня дела у компании на подъёме, и основатель Марк Белинский не скрывает своей гордости — совсем скоро производимые в Китае аппараты поступят первым клиентам.
Тур по офису «Бёрди», внутри которого стоят юрты:
Стартап, который можно потрогать
«Бёрди» — не очень типичный стартап для Кремниевой долины. Хотя бы потому, что продуктом компании является не онлайн-сервис, а самый настоящий осязаемый продукт.
Белинский мечтает, что его аппарат станет незаменимым устройством в домах по всему миру — он умеет реагировать на задымленность, повышенный уровень угарного газа и загрязненность воздуха.
Но самое главное отличие от традиционной системы сигнализации — «Бёрди» посылает оповещения о тревоге на мобильный телефон.
Идея создать аппарат пришла Белинскому после того, как его бабушка — русскоязычная иммигрантка, живущая в Нью-Йорке — пострадала от последствий урагана Сэнди в 2012 году.
Оставшись без отопления, она поддерживала тепло в квартире включенными газовыми плитами, повышая уровень угарного газа до опасных пределов.
«Я подумал: было бы здорово, если бы существовало приспособление, которое могло бы, в случае чрезвычайной ситуации, звонить моей бабушке на телефон и объяснять ей на родном русском языке, что происходит», — рассказывает Белинский.
Марк и его друг Джастин Элви решили создать аппарат, который посылал бы оповещения на мобильный или городской телефон о том, что в доме что-то не так.
Народные деньги
Примерно с конца 70-х в США начала формироваться культура финансирования стартапов, которая превратила эту страну в лидера по количеству технологических изобретений.
Алгоритм выработался примерно следующий — если изобретателю пришла в голову идея, то он не идёт сразу же выбивать на неё деньги у людей с толстыми кошельками.
Он сначала должен подготовить так называемый minimum viable product — продукт с минимальной достаточной функциональностью. Это не макет, созданный для презентаций — это именно продукт, который уже продаётся клиентам и умеет что-то делать.
Если продукт успешен — например, его покупают, о нём пишет пресса или его активно обсуждают в социальных сетях — то, как правило, инвестор находится сам.
«Вы вообще не должны думать об инвесторах, когда создаёте что-то. Создавая продукт, представляйте, что инвесторов никогда не будет. Но если вы построите что-то прекрасное, обожаемое людьми, то инвесторы придут к вам первыми», — говорит Дерек Андерсен, основатель компании «Стартап грайнд», которая помогает налаживать связи между изобретателями и инвесторами.
Успешность стартапа обычно определяется прибыльностью или популярностью продукта.
Но ребята из «Бёрди» решили использовать не самый распространённый, хотя и набирающий популярность, метод привлечения внимания — сбор народных денег или краудфандинг.
В декабре 2013 года они запустили кампанию по сбору средств на веб-сайте «Инди Гоу Гоу» (IndieGoGo), предварительно, конечно же, подготовив несколько прототипов, чтобы было что показывать людям.
Первый почти что миллион
Устройство от «Бёрди» привлекло внимание пользователей, в первую очередь, своими расширенными функциями оповещения.
В кампании на «Инди Гоу Гоу» Белинский и Элви использовали пример, играющий на самых нежных чувствах — заботе о ребёнке.
«Детская комната: обнаружен опасный уровень угарного газа. Советуем открыть окно», — именно такая надпись от приложения «Бёрди» демонстрировалась на «Айфоне», сфотографированном для кампании по сбору средств.
Результаты превзошли ожидания самих основателей компании — запросив у 50 тысяч долларов, они за два месяца собрали 72 тысячи, то есть почти в полтора раза больше того, что просили.
Теперь, вопреки тем советам, которые дают эксперты вроде Андерсена, можно было смело идти к инвесторам.
«У каждого стартапа свой путь к успеху и, что особенно здорово, разнообразие этих путей только увеличивается», — говорит Белинский.
Команда «Бёрди» зарегистрировалась на веб-сайте «Эйнджел Лист» (Angel List), где стартапы находят так называемых инвесторов-ангелов — первых вкладчиков в проект.
«Эйнджел Лист» поражает составом своих участников — на этот сервис, например, захаживает актёр Эштон Кутчер, который уже вложился в 43 компании.
Каждый день там можно лицезреть, как очередной стартап получил финансирование на сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Разумеется, конкуренция среди начинающих компаний бешеная, но в «Бёрди» справились с ней.
Меньше чем за год, Белинскому и Элви удалось собрать через «Эйнджел Лист» 700 тысяч долларов — и огромную роль в этом сыграл успех краудфандинговой кампании.
Первая доставка
Сейчас у стартапа заботы несколько иного характера — бюрократические сложности в получении сертификатов.
Из-за этого пришлось отложить доставку первых экземпляров «Бёрди» тем, кто вкладывался через «Инди Гоу Гоу» (что вызвало некоторое негодование в комментариях на этом сервисе).
Но один из необходимых сертификатов — на проверку загрязненности воздуха — уже получен. В ближайшие месяцы тестовые экземпляры аппарата будут доставлены первым клиентам.
От появления идеи до её физического воплощения прошло всего два года.
Серия «Американские стартапы»:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг «Форбс»