Серия “Американские стартапы”:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”
Корпорации Google и Facebook воплощают для многих идеал того, во что может превратиться американский стартап. Команде журналистов Kloop.kg довелось побывать в штаб-квартире каждого из этих гигантов.
Повествование ведётся от лица Бектура Искендера
Честно говоря, команда Kloop.kg не планировала делать в рамках серии “Американские стартапы” репортаж о “Гугле” и “Фэйсбуке” — об этих компаниях итак написано очень много.
Но избежать посещения штаб-квартир этих корпораций было невозможно. Мы собирали интервью о стартапах, которые были поглощены гигантами, и совершенно неминуемо было то, что одну встречу нам назначат в штаб-квартире “Фэйсбука” в городке Пало-Альто, а другую — на основной базе “Гугла” в Маунтинвью.
Разумеется, мы пришли в эти места с фотоаппаратами и решили снимать то, что реже остального попадает в галереи об этих офисах.
“Фэйсбук”
В штаб-квартиру “Фэйсбука” нас позвал Дэн Тоффи, двенадцатый в истории сотрудник “Инстаграма”:
У меня с Дэном есть общая подруга (привет, Эрика!), которая пыталась свести нас ещё в 2010 году, когда я был на одном мероприятии в Вашингтоне. Встретиться нам тогда не удалось, мы обменялись парой имейлов и потеряли связь на целых четыре года.
За это время Дэн успел устроиться работать в “Инстаграм”, да в какой момент — весной 2012 года, аккурат перед тем, как этот фотосервис был приобретен “Фэйсбуком” за 1 миллиард долларов.
Вскоре после этого в американских и европейских СМИ вышел целый ряд статей, в которых утверждалось, что все 13 сотрудников “Инстаграма”, работавшие на момент слияния с “Фэйсбуком”, стали миллионерами.
Дэн, как это принято говорить в прессе, не подтверждает, но и не отрицает этого. “По какой-то причине я же всё ещё хожу на работу”, — загадочно отвечает он, когда мы напоминаем ему про эти статьи.
Сегодня над “Инстаграмом” работает более полутора сотен человек, и офис этого сервиса занимает целый этаж в одном из зданий “Фэйсбуковского” комплекса в Пало-Альто:
Кроме вышеуказанной надписи, мало что в офисе “Инстаграма” напоминает посетителю о том, что он находится в офисе “Инстаграма”. Разве что, стеллажи для очередной выставки, которые стоят недалеко от стола Дэна:
В целом офис “Инстаграма” выглядит примерно так:
Пусть читатель сам судит о том, насколько он уютен и удобен.
Нам не разрешили фотографировать сотрудников и их столы вблизи — чтобы мы случайно не опубликовали какую-нибудь коммерческую тайну.
Зато разрешили сколько угодно фотографироваться в этой кабинке у входа в офис “Инстаграма”, где можно сымитировать невесомость:
Результат выглядит примерно так:
Дэн, отвечающий за коммуникации, не даёт нам интервью на диктофон — начальство против того, чтобы мы вели на территории “Фэйсбука” аудио- и видеозапись.
Из разухабистого стартапа, “Инстаграм” превратился в отдел большой корпорации, где теперь всё строго.
Поэтому мы ограничиваемся просто беседой и экскурсией по штаб-квартире “Фэйсбука”, которая занимает около полутора десятка зданий с внутренним двориком между ними.
На вершине самого высокого здания гордо реет флаг всеми узнаваемого элемента меню навигации:
Так как никакого дресс-кода в “Фэйсбуке” нет и быть не может, отличить туриста от сотрудника практически невозможно. Может быть это сотрудник, а может быть и нет:
Футболка с лого тоже не показатель — зачастую такие носят как раз те, кто не работают в корпорации:
На территории штаб-квартиры не просто разрешено ходить по газонам — “Фэйсбук” призывает своих сотрудников как можно дольше оставаться на травке:
В своё время “Гугл” завёл традицию бесплатной еды для сотрудников в своих офисах. С тех пор это стало неотъемлемым признаком успешности и благосостояния интернет-корпораций Кремниевой долины — если ты стал богатым, раздавай еду за бесплатно.
Удивительно, но на момент нашего визита “бесплатная” столовая выглядела так:
Зато единственное место в офисе “Фэйсбука”, где надо было платить за еду, было многолюдным:
Ещё одна мода, которую завёл “Гугл” в начале XXI века — это игровые комнаты для сотрудников. Но, согласно нашим наблюдениям, эти комнаты очень часто простаивают почти что пустыми. Например, такую картину мы застали в “Фэйсбуке”:
Как и полагается в Кремниевой долине, “Фэйсбук” развозит своих сотрудников по домам на автобусах (если у них нет своего авто):
При въезде в штаб-квартиру стоит знаменитая вывеска:
Мало кто знает, что на обратной её стороне красуется логотип “Сан Майкросистемс” — компании, которая раньше занимала этот офис:
Несколько раз уже в этом тексте я делал отсылки на штаб-квартиру “Гугла”, законодательницу мод. Что ж, переместимся теперь туда.
“Гугл”
По сравнению со штаб-квартирой “Гугла”, офис “Фэйсбука” кажется крошечным.
“Гугл” занимает не просто комплекс зданий — офисы этой корпорации раскинулись по всему городку Маунтинвью так, что уже непонятно, что считать штаб-квартирой и где её границы.
Между зданиями сотрудники путешествуют на знаменитых цветастых велосипедах:
Главный комплекс зданий — Googleplex — уже засветился в художественных фильмах, стал достопримечательностью и местом паломничества многочисленных туристов.
На одной из вывесок у въезда в Googleplex обнаружен невероятный, по меркам Калифорнии, слой грязи и пыли:
“Гугл” не просто раздаёт бесплатную еду сотрудникам:
Корпорация платит владельцам многочисленных фуд-трейлеров, которые приезжают в Googleplex и тоже раздают бесплатную еду:
Грозная вывеска гласит, что пища выдаётся только сотрудникам:
На деле часто бывает так, что сотрудники берут не только для себя, но и для навещающих их друзей и родственников. Совершенно неизвестно, какой процент бесплатной еды в офисах “Гугла” съедается самими сотрудниками корпорации.
В Googleplex нас пригласил старый друг Тилек Мамутов, один из немногих граждан Кыргызстана, работающих в корпорации.
Получив свой пропуск на входе, мы смогли войти внутрь главного здания:
Однако доступ туристам очень ограничен. Можно посмотреть и сфотографировать стрит-кар:
А также висящий под потолком первый космический корабль компании “Вёрджин”:
Можно использовать супер-пупер приспособление для просмотра карт “Гугла”:
Можно посмотреть на один из первых серверов “Гугла”:
На этом всё. Дальше идёт строгое предупреждение, что через эту черту могут переступать только сотрудники:
Эти кабинеты находятся в пограничной зоне, поэтому я смог их сфотографировать. Обратите внимание, что они названы в честь городов мира. В главном здании Googleplex африканская тема:
Возможно, где-то в закромах штаб-квартиры есть кабинет Bishkek. Но по всем зданиям ходит многочисленная армия охранников “Гугла”, которая, в первую очередь, следит за тем, чтобы лишние люди не попали в закрытую зону.
На этом фото виден бдящий во все глаза охранник в ярко-синем поло, на посту:
Во внутреннем дворе Googleplex стоит полномасштабная копия скелета динозавра.
Однажды кто-то пошутил и поставил перед динозавром стаю фигурок фламинго, которые якобы вызывали его на дуэль. Ответной шуткой стало исчезновение этих фигурок и появление под динозавром какашки с кусочками фламинго:
Вокруг Googleplex можно увидеть поразительные контрасты. Вот вроде красота с одного угла:
А отходишь чуть в сторону, а там грязный канал:
А это соседи Googleplex. Внешним видом немного напомнило мне село Маман близ Каракола в Иссык-Кульской области, где я провёл некоторую часть своего детства:
Серия “Американские стартапы”:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”