Серия “Американские стартапы”:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”
Основатели компании “Кампо Санто” не хотят покорять мир и зарабатывать миллиарды — они хотят просто заниматься любимым делом. Поразительно, но этот подход, тем не менее, уже обеспечил им финансирование на два года.
“Кампо Санто” — это стартап, который посвящён единственной цели — созданию компьютерной игры “Файрвотч”, которая выйдет в следующем году.
Несмотря на отсутствие венчурного финансирования, офис размером в две комнаты и штат из 10 человек, компания уже достигла определенных успехов — “Файрвотч” считается одной из самых ожидаемых игр 2015 года по версии авторитетнейшего веб-сайта IGN.
Во многом это стало результатом того, что основатели компании — Шон Ванаман и Джэйк Родкин — собрали действительно очень сильную команду.
В “Кампо Санто”, которая базируется в Сан-Франциско, работают высокооплачиваемые программисты и графические дизайнеры, нанятые на полный рабочий день.
Как же им удалось это сделать?
Видео: Тур по офису “Кампо Санто”:
Избегать больших корпораций
Ванаман и Родкин смогли найти сотрудников и привлечь финансирование из-за парадокса, который лежит в основе любой успешной компании Кремниевой долины.

Успешные стартапы требуют сотрудников особого типа — таких, которые готовы самостоятельно принимать решения, пойти на риск и заниматься тем, что никто до них не делал.
Если стартап находит таких сотрудников, то, как правило, начинает преуспевать и со временем превращается в огромную корпорацию.
Но проблема в том, что огромной корпорации требуются сотрудники уже другого типа — исполнительные, четко понимающие поставленную перед ними задачу, готовые стать винтиком большой машины.
В такой среде сотрудникам, привыкшим к лихой стартаповой жизни, становится тесно и скучно. Не помогают высокие зарплаты и всевозможные бонусы, перестают прикалывать бильярд и компьютерные игры во время обеденного перерыва.
Потому что бонусы — это одно, а чему ты посвящаешь бóльшую часть жизни — это совсем другое. И они уходят. Куда? Конечно, снова в стартапы.
“Мне нравилось работать в моей предыдущей компании. Мне нравились проекты, над которыми я работал. Но мне не нравилось бороться с сотней человек за каждый мелкий шаг, который я хотел совершить. Я устал от сложностей внутренних коммуникаций больших компаний”, — говорит Уильям Армстронг, разработчик игры “Файрвотч”.

По мнению Армстронга, переход в более маленькие компании становится трендом в Кремниевой долине.
“Я знаю многих людей, которые отказались от высокооплачиваемой, стабильной работы — и это ведущие разработчики, ведущие специалисты, с многолетним опытом работы”, — утверждает он.
Привлекая сотрудников, основатели “Кампо Санто” предложили им снова заняться чем-то интересным, участвовать в процессе, на который они могут значительно повлиять.
При этом, имея опыт работы в больших корпорациях, Ванаман и Родкин решили, что “Кампо Санто” подобной становиться не должна.
“Мы хотим достичь не сумасшедшего роста, а финансовой самоокупаемости”, — говорит Ванаман.
Найти деньги и не потерять контроль
“Файрвотч” — полномасштабная игра для PC, MacOS и Linux в стиле “мистери”, расчитанная на прохождение за 4-5 часов.
По словам основателей, на ее создание необходимо около двух лет. Разработка игры началась в 2013 году, а значит первые деньги от продажи в лучшем случае появятся (если появятся) в 2015 году.
Где взять деньги на разработку игры и содержание коллектива?
Многие стартапы Кремниевой долины привлекают инвестиции и сотрудников, предлагая долю в компании. Таким образом, с самого начала основатели теряют контроль над создаваемой компанией. Те же основатели Гугла не владеют сегодня даже половиной компании.
В отличие от них, основатели “Кампо Санто” остаются единоличными владельцами своей компании.
“Мы променяли стабильность и деньги на возможность иметь творческий контроль над своими продуктами”, — объясняет Ванаман.
Поэтому “Кампо Санто” нужен был инвестор, который не ограничивал бы их свободу и не парил мозги с созданием совета директоров.
Официальный трейлер игры “Файрвотч”:
Инвестор из мира мобильных приложений
Неожиданно такой инвестор нашёлся сам — Кэйбл Сассер, глава компании “Пэник” (Panic), которая известна приложениями для Айфонов, предложил Ванаману и Родкину финансировать проект “Файрвотч”.
“Мы могли бы делать всякие паззлы и маленькие игрушки для iOS, но мне всегда хотелось заняться какой-нибудь большой и солидной игрой”, — рассказал Сассер в прошлом году в интервью журналу “Полигон”.
“Мы задавались вопросом: как запустить большой проект с минимальным риском? И однажды я написал Джейку [Родкину], что у нас скопились кое-какие сбережения, и мы хотели бы вложиться в них”, — продолжает Сассер.

В результате Пэник не просто является инвестором “Кампо Санто”, но и активно помогает с созданием “Файрвотч”.
“На бумаге мы выглядим как дядюшки с мешками денег. В реальности, мы вносим определенный вклад в работу над игрой”, — объясняет Сассер.
Конечно, создание стартапа — это рискованное дело. “Пэник” ожидает, что “Кампо Санто” рассчитается с ними за счет прибыли от игры.
На вопрос, что он будет делать в случае неудачи, Ванаман отвечает, что выплатит коллективу двухмесячную зарплату, объявит компанию банкротом и уйдет из сферы компьютерных игр.
“Нам придётся объявить себя банкротом, потому что у нас будет огромный долг, который мы никогда не сможем выплатить”, — говорит он.
Но зато и основатели, и сотрудники “Кампо Санто” имеют сегодня то, чего они не могут получить, работая в больших компаниях — творческую свободу.
“Мы открыли “Кампо Санто”, чтобы создавать именно те игры, которые мы хотели создавать”, — резюмирует Ванаман.
Kloop.kg благодарит рок-группу Pistachio и лично Энтони Давирро за разрешение использовать их музыку в своих видеосюжетах.
Серия “Американские стартапы”:
Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг “Форбс”