Журнал «Форбс» включил Ольгу Видишеву в свой рейтинг лучших молодых предпринимателей 2014 года. Основательница Shoptiques, онлайн-магазина одежды и аксессуаров, Видишева прожила первые 15 лет своей жизни в Кыргызстане.

У этого видео есть русские субтитры. Если они не отображаются, нажмите кнопку СС в плеере Ютуба.

Полное интервью:

Повествование ведётся от лица Бектура Искендера

Мы с Олей учились в одном классе на протяжении двух лет. В 2001 году она уехала в Россию, и мы не виделись после этого целых восемь лет.

В 2009 году мы пересеклись в Бостоне, когда Оля училась в Школе бизнеса Гарвардского университета. Во время ужина мы с ней делились своими планами на ближайшее будущее. И именно тогда я услышал первую, ещё очень сырую версию того, что впоследствии стало сервисом Shoptiques.

В школьные годы мы были ещё слишком далеки от того, чтобы разговаривать о каких-то серьёзных профессиональных планах на будущее, но одно качество Оля, кажется, сохранила с детства — отсутствие страха перед воплощением своих безумных мечтаний.

К 2009 году у Оли был опыт работы в банковском секторе Нью-Йорка — а это неплохой заработок и рабочие командировки в самые разные города и страны. Но она не побоялась бросить всё это, чтобы заниматься тем, чем действительно хотелось.

Свою необычную комбинацию увлечений — модой и технологиями — она без проблем совместила в Shoptiques, который был основан в 2012 году. Её сервис стал успешным онлайн-магазином одежды и аксессуаров, который торгует продукцией из более чем 1000 бутиков Америки, Франции и Великобритании.

В следующий раз мы встретились осенью 2014 года, когда команда журналистов Kloop.kg приехала в Нью-Йорк, чтобы снимать серию материалов про американские стартапы.

Увидеть Олю в новом амплуа — целеустремленной и не сомневающейся в своих силах бизнес-леди — было приятным сюрпризом. Соответствуя всем канонам нью-йоркского ритма жизни, Оля сразу оговорила, сколько у неё есть времени на интервью. Чтобы не терять её драгоценные минуты, мы записали разговор непосредственно в офисе Shoptiques, который, из-за большой плотности говорящих по телефонам сотрудников на квадратный метр, напоминает средних размеров улей.

БЕКТУР ИСКЕНДЕР: Ну расскажи нам свою удивительную историю. Как всё началось?

OЛЬГА ВИДИШЕВА: Всё началось с покупки обуви в Париже. Я в то время работала в «Голдман Сакс» в Нью-Йорке и много путешествовала.

В каждой поездке я находила какой-нибудь уникальный бутик, я бродила по улицам в поисках магазина, чтобы купить обувь или одежду.

В тот раз я купила в Париже потрясающие туфли и вернулась в Нью-Йорк. Я работала тогда в банковском секторе и однажды, в два часа ночи, решила поискать в Интернете этот парижский магазин, чтобы купить ещё пару туфель.

И я не нашла их! Этот магазин не был представлен в сети. У них были красивые товары, о которых многие женщины мечтают, но их не было в сети, и я не могла ничего купить, находясь в Америке.

Я позвонила им на следующий день и спросила, могут ли они прислать мне ещё одну пару туфель. А они говорят: «О чём вы? У нас нет доставки в Америку».

И для меня это было, понимаете… Ведь на дворе двадцать первый век!

Многие большие компании, с которыми я работала, имели онлайн-стратегию, план действий в сети.

И, в то же время, столько магазинов по всему миру продают желаемую всеми продукцию, но не знают как доставить её своим потребителям.

Поэтому когда я поступила в Гарвардскую школу бизнеса, я провела весь второй курс в разговорах с теми, кто продаёт одежду. Я спрашивала у всех: «Почему вас нет в интернете?»

И в конце концов я решила, может помочь им в этом?

БЕКТУР: Ты начинала с трёх городов, но, кажется, сеть твоих партнерских магазинов раскинулась по всей Америке?

ОЛЬГА: Да, сегодня мы работаем во всех 50 штатах Америки, а также в Лондоне и Париже, и мы организуем доставку в другие места, такие, как Австралия или Канада.

БЕКТУР: Есть какие-то планы дальнейшего расширения?

ОЛЬГА: Конечно! В следующем году мы планируем расширяться в другие европейские города. Мы хотим не только доставлять туда товары, но и найти там новых партнеров, которые продавали бы через нас. Сегодня многие наши клиенты пишут нам, что они заинтересованы, например, в Италии. Многие люди хотят заняться шоппингом в Милане, и мы бы хотели сотрудничать с магазинами из этого города.

Многим интересны туристические места вроде Бали, так что, может быть, мы и на этот рынок пойдём. Так что, да, главная цель на 2015 год — дальнейшее международное расширение.

Бектур Искендер и Ольга Видишева, Нью-Йорк, 2014 год
Бектур Искендер и Ольга Видишева, Нью-Йорк, 2014 год

БЕКТУР: У вас получилась такая интересная комбинация моды и технологического стартапа. Насколько хорошо сегодня индустрия моды вообще связана с онлайн-явлениями, как ты думаешь?

ОЛЬГА: Не очень хорошо. Не знаю, насколько хорошо ты знаком с таким брендом, как NSV, например. Они регулярно участвуют в Нью-Йоркской неделе моды. Модели вроде Карли Клосс или Коко Роша постоянно работают с ними. Это по-настоящему признанный во всем мире бренд. У них есть бутик в Сохо, но у них совершенно нет электронной коммерции!

Поэтому мы вышли на них и стали их партнерами. Для нас это большая победа, но и они получают от этого огромную выгоду, потому что, по сути, Shoptiques занимается за них всеми онлайн-продажами.

Индустрия моды очень отстаёт от интернет-технологий. Мы же видим себя в большей степени, как онлайн-маркет.

Мы видим себя как технологию, потому что право выбирать, что именно продавать, мы оставляем магазинам. Мы находим потрясающий магазин, у которого много посетителей, и говорим им: «Отправьте нам самые лучшие товары, которые у вас есть». Они выбирают, что хотят продавать, а мы обеспечиваем их технологией для продажи.

БЕКТУР: Ты участвовала в стартап-инкубаторе «Y Combinator». Какую роль он сыграл в становлении сервиса? И какие вообще шаги тебе пришлось пройти между зарождением идеи и запуском проекта?

ОЛЬГА: Изначально идея формировалась у меня с перспективы потребителя. Но затем, когда я уже училась на втором курсе Школы бизнеса в Гарварде, я написала бизнес-план, который был примерно таким: «Вот есть большой рынок. Могу ли я привнести в него что-то новое? И почему это никто ещё не привнёс?»

Моим большим опасением было то, получится ли из этого настоящая бизнес-модель? Идея звучала прекрасно: можно заниматься через Интернет шоппингом в магазинах на Бали, в Париже или Лос-Анджелесе. Но можно ли сделать на этой идее деньги? Можно ли превратить это в мультимиллиардный проект?

И отталкиваясь от этих идей, после окончания Гарварда я создала первую бета-версию сайта и одновременно подала на участие в «Y Combinator».

Этот инкубатор сыграл ключевую роль в моём бизнесе. Я бы, может быть, и воплотила бы свою идею, но в гораздо меньших масштабах. И я была первым изобретателем не из среды высоких технологий, кого «Y Combinator» принял в свои ряды, так что моё появление в среде стартапов вызвало некоторый шум.

Но, самое главное, я расширила сеть знакомств в среде технологий, потому что я-то была из совсем другого мира, из мира бизнеса.

В итоге, «Y Combinator» помог мне найти команду, которая построила этот продукт таким, каким я хотела его видеть. У меня была идея, но мне нужны были исполнители в сфере технологий. У меня были самые потрясающие менторы, какие только могли быть.

Я до сих пор общаюсь с ними, кстати, и они помогают мне советом.

Среди членов жюри, выбравших Видишеву для рейтинга "Форбс", был известный модельер Томми Хилфигер.
Среди членов жюри, выбравших Видишеву для рейтинга «Форбс», был известный модельер Томми Хилфигер.

БЕКТУР: А как ты нашла первые деньги на воплощение идеи?

ОЛЬГА: Я начала с собственных сбережений, на которые я построила бета-версию и наняла инженеров из Индонезии. Сначала ко мне присоединились 25 магазинов одежды. Сайта ещё не было, поэтому им просто нужно было поверить в мою идею.

Во время участия в «Y Combinator» мы получили отличное освещение в прессе, и неожиданно образовалась очередь из 12 тысяч человек, которые хотели стать нашими первыми клиентами.

И пока моя команда улучшала сайт, я, обучаясь в «Y Combinator», смогла собрать первые вложения от инвестиционных фондов: вложились «Грэйлог», «Бенчмарк», «Эс-ви Эйнджел» и «Андрисен Хоровитц». У нас появились замечательные партнеры, которые помогали нам и финансово, и советами. Они до сих пор помогают нам увеличивать масштабы.

Так что нам повезло, на довольно ранней стадии бизнеса мы привлекли средства от топовых инвесторов в нашей индустрии, которые до этого уже вкладывались в сервисы вроде «Этси», «ОпенТэйбл» и eBay.

БЕКТУР: Вы планируете разместить акции на фондовом рынке?

ОЛЬГА: Да, конечно. Наша цель — построить мультимиллиардный бизнес. Онлайн-магазин «Этси» заработал миллиарды долларов в прошлом году, и нас очень вдохновляет тот факт, что люди любят уникальные продукты. Да, мы хотели бы разместить акции.

РИНАТ ТУХВАТШИН: Как близки вы к миллиардам долларов оборота?

OЛЬГА: Ты никогда не далёк от этого, знаете. Ты всегда в шаге от этого.

БЕКТУР: Но с выпуском акций придётся поделиться властью с людьми, которые вложились в твою компанию в самом начале. Насколько ты готова к этому?

ОЛЬГА: У нас были самые замечательные инвесторы, и я хочу, чтобы они получили своё вознаграждение. А ещё я хочу, чтобы каждый сотрудник компании был успешным и зарабатывал на нашем бизнесе. Если мы выпустим акции, это будет очень счастливый день для всех нас.

РИНАТ: А провалы у вас бывали какие-нибудь?

ОЛЬГА: Конечно, каждый день! Я имею в виду, бывали операционные нововведения, которые вроде бы мы тестировали, а они оказывались… Понимаете, я не рассматриваю это как провалы, скорее как уроки.

Например, мы в какой-то момент решили, что может быть магазины будут сами фотографировать свою продукцию. Мы попробовали такой метод работы, но довольно быстро поняли, что большинство магазинов не умеют делать красивые снимки своих товаров, что приводило к низким продажам.

Мы быстро извлекли урок из этого и поменяли метод работы. С тех пор мы сами фотографируем всю продаваемую через наш сайт продукцию.

Но если ты в стартапе не делаешь ошибок, ты ничему не учишься. Если ты не готов менять методы работы, то будешь стоять на месте, и кто-то просто займёт твою нишу на рынке.

БЕКТУР: Раз уж мы заговорили о конкуренции: у вас уникальная позиция, по-своему, на рынке, но появляются ли какие-либо конкуренты? И кто они?

ОЛЬГА: С одной стороны, у нас много конкурентов. Если ты не будешь пользоваться Shoptiques, ты не останешься голым, поэтому нам надо всегда быть на шаг впереди остальных, кто продаёт одежду.

Я думаю, мы всегда оглядываемся на то, как работает сервис «Этси» — они продают уникальные вещи, сделанные руками самих пользователей. Мы не конкурируем напрямую, но мы очень похоже позиционируем себя. Поэтому я всегда слежу за тем, что они придумывают.

Но, правда, у нас нет прямой конкуренции в нашей нише, так что нам повезло в некоторой степени.

Продавать одежду — сложный бизнес. Кто-то боится делать фотографии, кто-то боится операционных задач. А мы любим всем этим заниматься. Сегодня с нами работает около тысячи магазинов, и с каждым из них у нас эксклюзивное соглашение. Так что мы уже прилично оторвались от будущих конкурентов, догнать нас в нашей сфере новым игрокам будет сложно.

БЕКТУР: Вы уже прибыльные?

ОЛЬГА: Да, возможно мы единственный прибыльный стартап. Это было важно для нас с первого дня работы. Это не значит, что мы всегда будем прибыльными. С ростом доходов будут расти и расходы на содержание команды, но на сегодня мы в плюсе.

БЕКТУР: Не так много девушек пока ещё управляет интернет-стартапами. С какой стороны это помогло тебе, а в чём помешало? Как к тебе относились, как к девушке-изобретателю?

ОЛЬГА: Честно говоря, не сыграло особой роли. Правда, я, очевидно, не могу знать, каким было бы отношение ко мне, будь я мужчиной… Но я с детства росла в среде, где никто не обращал внимания на пол. А уже в Америке я училась в женском Уэлсли-колледже. Там очень много внимания уделяется тому, чтобы взрастить поколение девушек-лидеров, которые могут менять мир к лучшему.

Когда я была в «Голдман Сакс», я была единственной девушкой в команде из 99 человек. Но даже тогда меня в меньшей степени воспринимали как женщину, а в большей — как бизнес-партнера.

Во времена «Y Combinator» я тоже не чувствовала внимания к тому, что я девушка. Может быть программистами были, да, в основном, мужчины, но и девушки-программистки там тоже участвовали. Я думаю, что меня всё-таки ценили, в первую очередь, за мои заслуги и работу. Ну и ещё немного помог мой акцент, потому что я говорю медленнее и произношу слова чётче. Это помогло мне больше, чем тот факт, что я девушка.

БЕКТУР: А какой у тебя акцент?

ОЛЬГА: У меня есть акцент. Может быть вы, ребята, не слышите, но он у меня есть.

БЕКТУР: Нью-Йоркский акцент, ты имеешь в виду?

ОЛЬГА: Нет, нет, русский акцент.

БЕКТУР: Вообще его не слышу.

РИНАТ: А почему ты вернулась в Нью-Йорк? Ты училась в «Y Combinator», в Кремниевой долине. Почему бизнес ты открыла именно в Нью-Йорке?

ОЛЬГА: Ну, я люблю Нью-Йорк, я здесь немало времени прожила. И калибр талантов, которые ты можешь найти в Нью-Йорке, мало где ещё будет настолько доступен. Мы ведь не просто технологическая компания. Нам нужны модели, фотографы, продавцы, менеджеры. А лучшие представители этих профессий крутятся, в основном, в Нью-Йорке.

И здесь все трудолюбивые. Здесь царит энергия, которой нигде больше нет, и я без ума от неё.

Мы продаём товары, и мы хотим быть физически близко к самым известным модным журналам. Например, журнал «Elle» посвятил нам целый разворот, и это было несложно организовать, мы можем сгонять в редакцию этого журнала на такси и дать им интервью. Или пригласить их к себе в офис, чтобы они сделали снимки.

Если бы мы находились в Пало-Альто, они бы просто не приехали туда. Может быть в Сан-Франциско, но точно не в Кремниевую долину.

К тому же, многие наши магазины-партнёры находятся в Нью-Йорке, это же центр шоппинга и моды.

БЕКТУР: Перейдём к ностальгической части. Расскажи свою историю — где ты родилась, где провела детство…

ОЛЬГА: Я родилась в Бишкеке — тогда он назывался Фрунзе, — в Кыргызстане. Когда мне было 15, я переехала в Москву. А в 17 лет я переехала в США. Это было удивительное путешествие. Я ходила в один класс с тобой, и это были веселые времена. Я думаю, что когда человек вырастает в России, Кыргызстане, любой пост-советской стране — это в буквальном смысле опускает его на землю, помогает понять ценность каждого доллара. Наша команда очень сосредоточена на достижении цели. Я думаю, это во многом исходит из той культуры.

Я получила прекрасное образование. Мне очень повезло: я училась в университете здесь, в Америке, но закончила среднюю школу в России и также училась в школе в Кыргызстане.

Ольга Видишева с одноклассниками в Бишкеке, 2000 год.
Ольга Видишева с одноклассниками в Бишкеке, 2000 год.

У меня прекрасные друзья детства. Расти в той среде было так необычно, это даёт тебе такое разнообразие взглядов. Ты знаешь мир, знаешь самых разных людей.

И ты ценишь то, что имеешь. Знаете, я до сих пор помню, как летом выключали горячую воду, это же ненормально. В Америке этого нет, и начинаешь ценить то, что здесь не замечают.

Я скучаю по детству иногда. Я скучаю по Иссык-Кулю, ведь в детстве я привыкла каждое лето ездить туда. Я возвращалась в Кыргызстан лишь однажды, в 2005 году, и я очень хотела бы снова съездить туда. Столько потрясающих воспоминаний там осталось.

БЕКТУР: А рабочие планы, связанные с Кыргызстаном, есть?

ОЛЬГА: Честно говоря, нет, если речь идёт о Shoptiques. Может быть я лично хотела бы в будущем что-то сделать для Кыргызстана. Но для Shoptiques это слишком маленький рынок, а ведь мы ещё не расширились в такие ключевые страны индустрии моды, как та же Италия.

Я думаю, мы сначала освоим европейские центры моды, и только потом пойдём покорять Азию. Начнём, конечно, с Китая. И если мы будем расширяться на Китай, я бы включила и Кыргызстан тоже, логистически это было бы просто. Но мы даже до Китая ещё не дошли.

РИНАТ: Что бы ты пожелала людям из Кыргызстана, которые хотят чего-то добиться? Только можешь по-русски это сказать?

ОЛЬГА: Могу попробовать, но мой русский вам придётся серьёзно отредактировать!

Далее идёт почти что дословная транскрипция того, что Оля сказала по-русски.

Для людей которые живут в Бишкеке или в Кыргызстане мое пожелание — это чтобы они нашли то, что они любят делать каждый день. Потому что если ты наслаждаешься тем, что ты делаешь каждый день, ты будешь намного тяжелее работать. У тебя намного лучше результаты будут. И ты сможешь сделать все, что ты захочешь.

Это двадцать первый век, в этом веке каждый человек имеет интернет, любая компания может начаться с Кыргызстана. Следующий Гугл может быть сейчас в Кыргызстане начнется. Нет совершенно больше тех географических проблем, как было двадцать лет назад, где там фабрика должна быть где-то там рядом с продавцом. Так что любой человек может достичь все, что он хочет.

Автор: Бектур Искендер
Операторы: Ринат Тухватшин и Нурмухаммед Атамбаев
Монтаж: Хлоя Гейне и Ибрагим Хасан-Ахунов
Расшифровка интервью: Хамида Малянчинова

Серия «Американские стартапы»:

Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг «Форбс»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вдохновляющая история. Девушка — редкая умница. Интервью тоже отличное.

    P.S. Мне кажется, или клооповские блоги сдохли? Что там за клоака?

комментарии закрыты.