Президент Алмазбек Атамбаев одобрил законопроект об ответственности за перекрытие дорог. Акт был инициирован после длительного митинга на трассе Ош-Иркештам, который продолжался больше месяца.
Атамбаев подписал законопроект 29 октября, парламент принял его в финальном третьем чтении еще в конце сентября этого года.
Согласно закону, за перекрытие дороги вводится штраф в 3000 сомов для физических лиц и 50 тысяч сомов — для юридических, если срок блокировки не превышает 24 часов.
Наказание касается и тех людей, которые сами не принимают участие в блокировке движения, но при этом «оказывают содействие».
«[…] за содействие такому блокированию и (или) ограничению движения путем подвоза людей, питания и грузов к месту блокирования (ограничения) передвижения с целью оказания материальной и иной поддержки таких действий», — сообщает пресс-служба президента.
За блокирование движения по стратегической трассе штрафы выше: 5000 сомов для физических лиц и 70 тысяч сомов — для юридических. Организаторы таких митингов налагаются штрафами в 10 тысяч сомов, если это физические лица, и 100 тысяч сомов, если юридические.
Уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 1 до 3 лет за перекрытие дорог наступает, если время блокировки движения превышает 24 часа с момента начала акции.
«При этом соответствующий вид и размер наказания зависят от тяжести последствий деяния (причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо смерти; причинение материального ущерба в крупном или особо крупном размере) и способа совершения преступления», — сообщает пресс-служба президента.
Закон об ответственности за перекрытие дорог был инициирован после длительного протеста на трассе Ош-Иркештам, которая была заблокирована сторонниками обвиняемого в коррупции депутата Ахматбека Келдибекова.
Трасса была перекрыта с 26 мая по 1 июля этого года, и, по сообщению Таможенной службы, блокировка стратегической трассы повлекла за собой ущерб, как минимум, в около 110 млн. сомов.
Блокировка трассы была одним из основных методов протеста в 2013-2014 годах — тенденция по перекрытию дорог начала развиваться в июне 2013 года после митинга за национализацию золоторудного месторождения Кумтор в Джалал-Абаде.
Тогда джалал-абадские митингующие перекрыли трассу Бишкек-Ош, создав многокилометровые заторы. Этому примеру затем последовали жители иссык-кульского села Саруу, которые также выступали за национализацию.
Сторонники Келдибекова тоже пользовались этим методом протеста — в ноябре 2013 года и в мае 2014 года они перекрывали трассу Ош-Иркештам.