Этот год стал большим для сериалов — и самыми запоминающимися событиями с телеэкранов оказались свежие старты и долгожданные финалы. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев выбрал десять лучших эпизодов 2014 года — с комедией, психологическим триллером, мелодрамой и эпопеей.
10 место: «Силиконовая долина»
Сезон 1, эпизод 8: «Optimal Tip-to-Tip Efficiency»
Комедия от HBO, генератора главных телевизионных проектов, оказалась хлёстким ответом на новую тенденцию по шику Кремниевой долины, родины Facebook и Apple. Разоблачительный характер сериала о стартапе при этом выводится на новый уровень — если «Социальная сеть» и «Кадры» скорее рекламировали жизнь кампусов технологических гигантов, то сама «Силиконовая долина» продекларировала, что деньги в руках гиков находят непрезентабельное применение. Однако, как ни крути, важнее другое — в «Силиконовой долине» много хорошего юмора, заменившего сезоны «Южного парка» и «Теории большого взрыва». Здесь есть и беспардонные, пошлые шутки (достигшие своего апогея как раз в восьмом эпизоде со сценой групповой мастурбации), и милые гэги, понятные лишь субкультурам, а, что самое главное, незатуманенный свежий взгляд.
9 место: «Игра престолов»
Без спойлеров описать финальную сцену шестого эпизода «Игры престолов» проблематично — за что ни возьмись, всё с предысторией. Однако действительно впечатлившей и действительно запоминающейся пламенной речи Тириона Ланнистера предшествовал любопытный эпизод, в котором можно разглядеть и рассуждения «потерянного поколения» Фитцджеральда и Хемингуэя, и крик души Джорджа Мартина, оправдывающего свою кровожадность. И в любом случае, более мощной серии в четвёртом сезоне «Игры» в этом году не было: потому что и монолог переломный, и Питер Динклэйдж со своим лучшим актёрским моментом в карьере.
8 место: «Как я встретил вашу маму»
Ситком-долгожитель, условный преемник «Друзей» и непростительно затянувшийся сериал, «Как я встретил вашу маму», спустя почти десять лет, закончился. Долгожданным для миллионов зрителей он оказался в любом случае — для многих похождения Теда Мосби скатились в разряд «хейтвотчинга» — но многих сорвало и на истерику. Жестокость и суровая реалистичность сюжетной развязки, казалось бы, сильно выбивалась из общего настроения сериала, но, по факту, всё логично. Всем с первых же эпизодов сериала стало ясно, кто должен быть той самой «мамой», но сюжетная аксиома, утверждавшая, что «Робин — это всего лишь тётя Робин» девять лет являлась главной движущей силой сериала. Финал «Как я встретил вашу маму» в нынешнем виде — лучший исход событий, не противоречащий задумке сериала и соответствующий смелым авторским идеям, которые в коммерческих ситуационных комедиях встречаются не так часто.
7 место: «Остановись и гори»
Каналу «AMC» была необходима замена закрывшемуся сериалу «Во все тяжкие» и скоро завершающимся «Безумцам». И «Остановись и гори» получился идеальным кандидатом — это сериал в ретро-антураже, об аферистах, с семейными дилеммами и трудным подростком. Плюс: более-менее актуальный контекст о компании, решившей дать отпор Apple и IBM в эпоху расцвета монохромных персональных компьютеров от Стива Джобса и Стива Возняка. Весь сезон откровенничал на самые разные темы от доверия, маркетинговых ходов и бессердечности бизнеса до женской наивности и детской проповеднической силы, но эффектно собрал все открытые сюжетные линии в финальном эпизоде. Серия «1984», уже по самому названию предопределявшая трагический исход событий, расставляет всё по полочкам и отправляет персонажей на все четыре стороны, исходя из кармических убеждений — несмотря на то, что съемки второго сезона уже ведутся, «Остановись и гори» остается прекрасным произведением и в незавершенном виде.
6 место: «Больница Никербокер»
Именитые режиссёры часто оказываются задействованными в съемках перспективных телевизионных проектов, но только Стивен Содерберг среди своих коллег по цеху смог собственноручно отснять целый сезон. «Больница Никербокер» из-за своего непривычного для сериала формата, в котором нет места классическим сюжетным структурам, неотвеченным вопросам и другим хитрым ходам, оказался оригинальным и свежим впечатлением, но смог разорвать шаблон одной-единственной серией. В седьмом эпизоде первого сезона, кроме поставленных исторических вопросов в контраст актуальным дискриминационным проблемам, были сняты самые динамичные, захватывающие и безбашенные сорок минут, не снившиеся ни «Игре престолов», ни «Ходячим мертвецам», ни «Спартаку». Ритм, камера, звук и игра — Содерберг, как педант и мастер, в идеально выстроенной картинке и ограниченных декорациях разыграл свой маленький апокалипсис и, собственно, показал, как нужно снимать для телевизора.
Читать по теме: обзор первого сезона «Больницы Никербокер»
5 место: «Настоящий детектив»
Вершину актёрской карьеры Мэттью Макконахи общественность опрометчиво разглядела в «Далласском клубе покупателей». На самом деле Макконахи, приняв идеальное для метаморфоз положение, десяток часов удивлял и поражал в «Настоящем детективе». В четвёртом эпизоде, когда от образа аскетичного философа пришлось отказаться по долгу службы, Макконахи резво преображается в маститого переговорщика с глубоким южным акцентом и неповторимой жестикуляцией, сначала исполняя диалоги один лучше другого, а под финал под подразумевающиеся аплодисменты проходит погоню, снятую одним кадром и на семь минут хронометража, ни разу не сфальшивив или споткнувшись. Главные достоинства «Настоящего детектива», на самом деле, не в талантливой постановке и не в мастерской игре Макконахи, но более яркого впечатления телевидение в 2014 году не оставляло.
4 место: «Фарго»
Плохая мода: снимать сериалы по полнометражным фильмам. Уже выходит многосерийный «Константин», этой зимой начинаются сериальные «Двенадцать обезьян». От них ничего особенного и не ждали, как и от, собственно, «Фарго», ремейка черной комедии братьев Коэн 1996 года, но исключения случаются. Веру в сериальный «Фарго» не придавал даже тот факт, что среди продюсеров числятся режиссёра оригинала, но смешнее и остросюжетнее в этом году рассказывать не получилось ни у кого. Форменный неудачник Мартина Фримана, по ходу развития сюжета меняющийся ролями с главным антагонистом первого сезона в исполнении Билли Боб Торнтона, оказался не просто оригинальным, но и тонко переплетающимся с персонажами оригинала. Сатира на провинциальную Америку здесь обогнала консистенции самых злободневных стэндапов, а умиротворённость кадра (тоже фирменная фишка фильма 1996 года) выразилась в расчетливой эксплуатации декорационных ограничений. Буквально по каждому элементу сериальный «Фарго» не то, чтобы обогнал, а догнал и уважительно процитировал оригинал, и вырвался в совсем другую лигу, предложив вместо чёрной комедии трагедию религиозного, жизненного и творческого кризисов.
3 место: «Любовники»
От «Любовников» ждали акцента на романтические и мелодраматические сюжетные повороты, но на выходе получился один из самых недооцененных проектов года. Это — тонкая детективная история, втиснутая в умело адаптированный под современные реалии мир «Твин Пикса», фоном повествующая об изменах, ответственности, долгах и кризисах. Однако всё это вынесено за пределы четвёртой серии, в которой, с неземным облегчением, но постоянной параноидальной атмосферой, главные герои оказываются вдали от всех проблем — мирских и сюжетных — и наедине друг с другом. Более откровенного, искреннего и нежного часа на телевидении в этом году не было.
2 место: «Новости»
Авторский проект Аарона Соркина, автора самых искромётных диалогов Голливуда, сериал «Новости» совсем недавно завершился, предварительно разобрав проблему, прецедентную для любого большого американского вида медиа. Вопреки условному плюрализму мнений, напоказ критикующему политику Буша, «Новости» обратились к актуальной и острой теме, затрагивающей тысячи журналистов и миллионы читателей, и при этом сохранили лицо. Ввиду исключительной непретенциозности и каноничного исполнения, «Новости» не передергивались на истерики и вели себя спокойно, а удобоваримый формат сериала позволил донести основные идеи Соркина до всех аудиторий.
Читать по теме: обзор третьего сезона «Новостей»
1 место: «Настоящий детектив»
Сериалы удивительно изменились. В то время, когда рейтинги хороших проектов редко повторяют показатели ситкомов и драм десятилетней давности, Netflix может позволить себе снять сериал от Дэвида Финчера с Кевином Спейси в главной роли, а HBO пригласить двух великих актёров для сугубо экспериментального произведения. Мэттью Макконахи и Вуди Харельсон встретились в 2014 году в «Настоящем детективе» и вернули людям надежду в качественные сюжеты.
Кажется, «Настоящий детектив» подвел итоги целого жанра, провозгласив себя конечной точкой детективных триллеров: более всеобъемлющее, полное и насыщенное произведение тяжело найти в современной литературе, кинематографе или играх. Насмешливо игнорируя десятилетия истории развития популярных сериалов-пустышек криминально-разоблачительного характера, «Настоящий детектив» создал титанический культурный код, ставший фундаментом для пугающей истории на грани хоррора и великого триллера. Рассказы Трумана Капоте, новеллы Уильяма Фолкнера, цитирование Дэвида Линча и Андрея Тарковского, манипулирование фольклорными и языческими образами создали самую богатую среду для повествования истории.
И всё пошло дальше — к гениальному контексту добавились сумасшедшие ресурсы. Технически великолепная графика во вступлении, разнообразный и колоритный саундтрек, детализированные декорации и дуэт Макконахи-Харельсон. Кажется, более выверенного изъяснения на тему экзистенциализма для более широких масс сделать в современных реалиях невозможно.
Удивительно, при этом, как главный сериал года перекликается с главным фильмом. «Отрочество» Линклейтера о становлении жизни работает примерно по тому же принципу — невероятная база в виде двенадцати лет съемок и «живого» запечатления сменяющихся эпох — и о совершенно противоположных вещах. «Настоящий детектив», напротив, бесконечно пессиместичен и жесток, обращаясь от смысла жизни по Ницше и Сартру к искушению на суицид Гессе и Чорана.
Впрочем, выделить в «Настоящем детективе» как заглавную можно и множество других тем — маскулинность мира, проблему поколений, несостоятельность социальных программ и настоящую дружбу — но вывод в любом случае один. Ничего важнее «Настоящего детектива» в мире культуры 2014 год нам не дарил.