Депутат парламента Нуркамил Мадалиев предложил штрафовать людей, занимающихся «проституцией». Сами работницы секса против уголовного преследования, а юристы говорят о возможной коррупции при принятии идеи.

Мадалиев предложил штрафовать до двух тысяч сомов за занятие «проституцией» — его законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, но был вынесен на общественное обсуждение 8 апреля.

По его словам, идея законопроекта заключается больше в «моральном наказании проституток», нежели в материальном штрафе.

«Я говорю о том, что тот штраф, который мы там определили, это может быть для них и незначительная сумма. Но у общества будет возможность узнать их фамилии, кто платил эти штрафы», — сказал он в интервью Kloop.kg.

Мадалиев не смог дать четкое определение «проституции».

«Как я могу вам с ходу дать определение? Вот сейчас я дам определение, вы это напишете и будете говорить, что это истина, правильно? Вы будете как юридическое определение это писать, как будто я вам дал юридическое определение», — сказал он.

По словам депутата, наказывать штрафами надо тех, кто предоставляет услуги коммерческого секса, а не тех, кто этими услугами пользуется.

Пресс-секретарь Министерства внутренних дел (МВД) Бакыт Сеитов сказал в интервью Kloop.kg, что если законопроект будет принят, то исполнять его будут «отделы нравов» при Управлениях внутренних дел.

По мнению Сеитова, деятельность секс-работников в Кыргызстане «давно пора начать регулировать».

«Такой закон имеется в Российской Федерации, Таджикистане, Казахстане, везде. Единственное, у нас не было предусмотрено административной ответственности. Поэтому мы давно пытались внести изменения и дополнения в законопроекты», — сказал он.

Сеитов сказал, что милиционеры должны собрать всю необходимую информацию на человека, включая фото и видео, и передать её в суд, чтобы доказать занятие «проституцией».

Рост коррупции?

Юрист Адилет Азимов считает, что идея Мадалиева не противоречит ни Конституции, ни другим нормативно-правовым актам. Но по его словам, в законодательстве нет четкого определения того, что такое «проституция».

«У нас ни один кодифицированный закон, ни один нормативно-правовой акт не регулирует деятельность проституции. И в понятийном аппарате нашей законодательной базы республики понятие проституции как таковое отсутствует», — сказал он.

По словам юриста, введение штрафов за «проституцию» может привести к коррупции.

«Есть риск того, что милиционеры будут получать взятку тысячу сомов, вместо того, чтобы привлекать к ответственности за полторы тысячи сомов», — сказал он.

Высокопоставленный сотрудник ГУВД Бишкека анонимно говорил в 2012 году в интервью бишкекскому журналу «Гедонист», что введение уголовной ответственности за «проституцию» потребует много ресурсов.

«Если запретить проституцию волей государства — она уйдет в ещё большее подполье, будет более дорогой и более скрытной, что может повлечь за собой различные формы коррупции, как со стороны правоохранительных органов, так и прокуратуры, ГКНБ, и так далее и тому подобное — всех силовых ведомств», — сказал он.

«Пусть помогут, а не штрафуют»

Сотрудницы сферы коммерческого секса сказали, что выступают против этого законопроекта, и даже после принятия он не остановит их деятельность. Об этом они сказали во время телефонного опроса со стороны корреспондентов Kloop.kg.

Розалия (имя изменено) сказала, что ей и так приходится давать деньги правоохранительным органам, чтобы они разрешали ей продолжать свою деятельность.

«Мне кажется, что такое не будут вводить, потому что это уму непостижимо. Во-первых, депутаты сами пользуются нашими услугами — это раз. Если официально будут вводить, я не знаю что тогда будет», — сказала она.

Оператор секс-работников под псевдонимом «Сладкая парочка» считает, что законопроект окажется «неэффективным» и предложила депутатам «купить себе мозги».

«Лучше дали бы работу девушкам, преступность там раскрывали. Это всегда было и всегда будет. Даже если сайты будут закрывать, девочки, конечно, найдут новые пути как-то работать», — сказала женщина.

Оператор сказала, что девушки занимаются сексом за деньги не для удовольствия, а из-за проблем в жизни. Она предложила властям вместо санкций, наоборот, оказывать помощь работникам коммерческого секса.

«Им детей кормить нечем, родители больны. Им бы прокормить хотя бы семью. Вот в этом проблема. Депутатам-то хорошо, у них бюджет позволяет семью содержать. А девочкам [бюджет] ну никак не позволяет. Работы нет. Безработица полная. Им некуда идти, бедолагам, а им еще сверху кислород перекрывают, душат», — сказала оператор.

В Кыргызстане нет наказания за занятие «проституцией». Единственное за что человек может быть привлечен к ответственности — организация притона и вовлечение в занятие «проституцией».

Автор: Малика Баязова и Никита Серов