Британский диджей Jamie xx из группы the xx выпустил свой сольный альбом, скучающий по рейву 90-х и стремящийся на танцполы сегодняшние. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев услышал в In Colour грандиозную и одновременно компактную работу на все случаи жизни.
Джейми Смит, взявший псевдоним Jamie xx, начинал свою карьеру в составе важной британской группы the xx. Этот квартет музыкантов (вместе с Джеймсом Блэйком) приучил публику к тихой электронной музыке и сделал примерно то же, что и построкеры в конце прошлого века. После них инди-музыканты звучали совершенно по-новому.
Однако в музыке the xx был не только минимализм, но и сдержанность, много тишины и много шёпота. В противовес всему этому диджей группы Jamie xx, отвечавший за инструментальную составляющую музыки группы, начал делать ремиксы на различные треки. Из 13 ремиксов в итоге получился альбом We’re New Here, который Джейми записал и выпустил совместно с Гилом Скотт-Хероном.
Ремикс Jamie xx песню певицы Адель
Ремиксы Джейми отличались не только насыщенностью и буйством красок — всю его музыку очень легко визуализировать в голове, на чём и построены его односложные клипы — но и оглядкой на британский рейв 90-х годов.
Громче всего о своей тоске по той поре Джейми заявил в своём сингле ‘All Under One Roof Raving’, где всё становится ясным как минимум из названия. Трек был собран из фрагментов фильмов о том самом британском рейве и по своему звучанию сильно напоминал о музыке той поры.
Рейв зародился там же, откуда родом Джейми — в Великобритании в 80- годах, однако его расцвет пришёлся на 90-е. Под рейвом подразумеваются крупные дискотеки под открытым небом, однако их характерными чертами являлась особенная музыка.
Для танцев на рейвах не требовался ярко выраженный бит, резкие переходы и прочие атрибуты типичной сегодняшней клубной музыки. Оттого поначалу остаётся не совсем понятным, как танцевать под песни Jamie xx.
Однако в этом и есть весь его талант и талант альбома In Colour в частности. Ему не требуются наглядные инструменты для создания атмосферы танца и атмосферы лета. Джейми работает гораздо тоньше: он скрывает свои сложные биты и замысловатые мелодии в совершенно простых звуках драм-машины, клавишных и ударных. Ему практически не нужен вокал, его музыка будто ободрана догола — в этом минимализме он больше всего и напоминает свою группу the xx.
Впрочем, и абсолютно старомодным и ретроспективным In Colour назвать язык не повернётся. На этом альбоме нет и намёка на звучание андерграунда, нет никакого хардкора и дешёвых шумов, это точно продуманный и просчитанный, дорогой и резонансный альбом. In Colour пытается мимикрировать под музыку рейва, но совершенно не пытается стать этой музыкой — Джейми создал не историческую справку (этим в отношении рэйва уже десятилетие занимается электронщик Burial), а в первую очередь альбом.
И сильнее всего это заметно на двух лучших треках с альбома. На ‘Loud Places’, песне с вокалом одногруппницы Джейми из the xx Роми Мэдли Крофт, он воздвигает ту самую атмосферу рейва, но звучит при этом совершенно актуально и чувственно: даже если не подозревать об идейной ценности этого трека, он не станет хуже.
С другой стороны, на альбоме есть и совершенно обособленные песни, которые и не заикаются о хаусе и эмбиенте прошлого века. Главный из них и, вообще, главный трек на альбома — это ‘I Know There’s Gonna Be (Good Times)’ с вокалом Янг Тага, совершенно летняя и навязчивая поп-баллада, которой сложно не подпевать.
В этом году свой сольный дебютник выпустил и инструменталист другой важной группы Arcade Fire. Однако Уилл Батлер провалился в своей попытке создать мультижанровый альбом с ностальгическими мотивами.
У Jamie xx всё, напротив, получилось успешно. И даже больше — кажется, он переплюнул и группу, отдельно от которой записывался. the xx может и сделали важные вещи в музыке прошлого десятилетия, но здесь и сейчас Джейми звучит гораздо, гораздо лучше.