«Игра престолов»: заложник собственных идей

Завершился пятый сезон «Игры престолов». Завершился трагично и, с первого взгляда, неожиданно. Без спойлеров о нём рассуждать нельзя, так что если вы ещё не досмотрели этот сезон, то к обзору возвращайтесь попозже. А пока обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев расскажет, почему «Игра престолов» стала заложником собственной идеологии.

Осторожно, спойлеры

Вот и завершился пятый и, возможно, худший сезон «Игры престолов». Десятый эпизод этого сезона, впрочем, поставил рекорд по количеству просмотров, собрав у экранов 8.1 миллионов зрителей.

Однако и неожиданной такую популярность не назвать. «Игра престолов» сегодня — один из самых главных и культурно значимых сериалов. Он подтолкнул индустрию телевизионных сериалов с той же силой, с какой в девяностых это сделал Дэвид Линч своим «Твин Пиксом».

Но знаковыми — качественными, выверенными и важными — были, наверно, только первые два сезона. После этого сериал увлёкся сюжетными поворотами, на которые богат первоисточник (книжная сага Джорджа Мартина).

gameofthrones14_16

Таким образом «Игра престолов» уже стала не «как» и не «о чём», а «чем это кончится». Вместо фэнтези-мира с политической интригой мы получаем крупнобюджетную лотерею «Кто доживёт до следующего сезона?». Да, это отличительная черта фабулы «Игры», но дело в том, что кровожадность лишь вредит сериалу. Так мы теряем важных и интересных персонажей, смерти которых практически не отражаются на сюжетной линии.

Здесь аргументом в пользу сериала становится именно тот факт, что опирается телевизионная «Игра» на книги Мартина. Но и здесь есть оговорка: по сюжетным линиям некоторых персонажей сериал обогнал книгу, и авторы в последних двух сезонах допускали сюжетные вольности и интерпретации (которые они, впрочем, обещают предварительно оговаривать с самим Мартином). Первые несколько сезонов сериал был практически дословной экранизацией этой графоманской саги романов, но сейчас сценаристы позволяют подстраивать под себя сюжет как хотят.

И почему они не могут повернуть всё благополучным образом? Обязательна ли была смерть Джона Сноу в этом сезоне? Этот сюжетный в очередной раз подтверждает мораль мира «Игры»: если персонаж начинает быть активным и при этом сильно нравится зрителям (или наоборот, сильно не нравится), то он, скорее всего, быстро умрёт.

Game of Thrones

Но эти смерти любимых и нелюбимых персонажей играют роли сенсаций. Которые пятому сезону уже не были, впрочем, нужны. Решение девятой серии, когда «вау-эффект» обеспечили жесточайшей и мощнейшей сценой горящей дочери Станниса Баратеона, оказалась действительно изящным. Эта девочка не играет практически никакой роли в сюжете «Игры», но при этом её смерть сильно шокирует любого зрителя. И даже в десятом эпизоде без внезапных и красивых смертей не обошлось. Дочь Серсеи Ланнистер погибает от рук тёмноволосых дорниек, и эта детская смерть если не шокирует, то очень сильно трогает за душу — больно хорошо обставлена сама сцена.

К сцене смерти Джона Сноу претензий тоже нет — она неожиданна и доходчива, но сам факт его смерти портит многое. Его сюжетная линия в этом сезоне была довольно интересна, а от смерти большого резонанса в рамках сюжета «Игры» не будет. Это стало понятно довольно давно — Мартин и создатели сериала боятся сильно расшатывать мир «Игры» и низвергать его в состояние хаоса. Они всячески стараются нивелировать любую смерть и любое военное событие, оставляя больше места мыльной драме.

Обзор первой половины пятого сезона «Игры престолов»

И таким образом сериал сдулся во всём — повествовании, диалогах и сценарии — и выезжает лишь на этих самых сенсационных смертях, убийствах и предательствах. Но чтобы не очерстветь окончательно, «Игре» нужно или закрыться прямо сейчас, или перестать быть столь кровожадной в сюжете. Такой вот замкнутый круг.

Однако есть в этом сезоне и хорошее. Неожиданно «Игра престолов» стала очень злободневным и актуальным проектом. Религиозные фанатики и их бунты перекликаются с сегодняшней повесткой дня, а превалирование сильных женских персонажей находит отклик в современном феминизме. В свои самые лучшие моменты «Игра» говорит о действительно важных вещах.

Вопрос о том, долго ли осталось сериалу, даже не стоит. Его, практически наверняка, не закроют, пока не завершится битва за престол. Все сюжетные линии однозначно завершат. Однако сделают ли они это благополучно — неизвестно. Возможно, всем будет важнее сама развязка, но до неё ведь ещё нужно дожить и дорасти.