Завершился второй сезон сериала-антологии «Настоящий детектив», получивший неоднозначные оценки публики и критиков. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев считает, что преждевременные осуждения оказались в корне неправильными.
О втором сезоне «Настоящего детектива» я уже писал, и мое первичное мнение не поменялось. Здесь действительно много фирменного нуара, клише из детективного жанра и предельной серьезности. В течение всех восьми серий в «Настоящем детективе» не было ни одного смешного или просто светлого момента: беспросветная тьма, куча отрицательных персонажей и коррумпированные власти.
Читать по теме: обзор первого эпизода нового «Настоящего детектива»
Однако это всё не очень важно. Второй сезон «Настоящего детектива», неоднозначно принятый как критиками, так и зрителями, не оправдал возложенных на него надежд — это факт. Зрители не получили ни гигантской актерской игры, ни скрупулезного культурного кода, ни налета готической мистики.
Оказывается, особенность «Настоящего детектива» в другом. Это не наследник «Твин Пикса», не оммаж «Секретным материалам», это именно то, что выведено в названии — настоящий детектив.
Несмотря на то, что сериал изобилует клише и каноничными идеями, его сложно обвинить в наигранности. Где-то что-то преувеличили, где-то о чем-то умолчали. Но нет в «Настоящем детективе» той голливудской схемы, по которой работают представители этого жанра.
Клише здесь — скорее сатирические вставки, обеспечивающие зрелищные моменты. А такие моменты этому сериалу нужны: сейчас «Настоящий детектив» один из локомотивов канала HBO, стабильно показывающий хорошие рейтинги. И как минимум в этом, в зрелищности, «Настоящего детектива» упрекнуть тяжело — одна лишь сцена перестрелки из четвертого эпизода чего стоит. Она может если не дать фору, то как минимум сравниться с шестиминутной погони одним кадром из первого сезона.
Главное, впрочем, действительно в другом. Это настоящий детектив во всей красе — сложный, многоуровневый и неоднозначный. Завязка и развязка здесь присутствуют, но все, что происходит между ними, покрыто флером тяжелых сценарных решений.
Вот так с лету пересказать сюжет второго «Настоящего детектива» очень сложно. Здесь нет белого и черного, во всем происходящем замешаны даже сами детективы. Грязь, разврат, предательства и убийства самих персонажей здесь редко шокируют, и уж тем более не удивляют внимательного зрителя.
В каком-то смысле «Настоящего детектива» можно сравнить с русским «Левиафаном». И там, и там есть персонажи, которым ты симпатизируешь, и персонажи, которых ты недолюбливаешь. Но правда в том, что все они — плохие люди, и сталкиваются они с миром, которого заслуживают.
Оттого и финал второго «Настоящего детектива» таков, каков он есть. Прошлое не умирает, и на экране оно живо тоже. От него не убежать, его можно лишь принять: и каждый из персонажей сериала в конце концов это делает.
Фишка со вторым сезоном «Настоящего детектива» в том, что не стоит ждать от него копии первого сезона. Преемственность здесь присутствует: режиссерские приемы те же, мораль о неоднозначности детективных расследований и самой жизни вообще тоже есть. Но второй «Настоящий детектив» совсем о другом. И со своей поставленной задачей он справился.