Компания сына замдиректора центрального казначейства при Министерстве финансов, 22-летнего Бекжана Нукеша уулу, выиграла тендер на 3 млн. сомов на поставку новых ковров в здание парламента.

По данным официального портала государственных закупок, победителем тендера на закупку ковров в здание парламента 30 сентября 2015 года было объявлено ОсОО «ФУТУРО». Эта компания заявила, что готова поставить ковры за 3 млн. сомов, вместо выделяемых из бюджета на эти цели 5 млн.

«ФУТУРО», согласно базе данных министерства юстиции, принадлежит 22-летнему Бекжану Нукешу уулу. По документам, он зарегистрировал компанию в декабре 2011 года, через пару месяцев после того, как ему исполнилось 18 лет.

При этом, Бекжан Нукеш уулу — сын Нукеша Кожобергенова, заместителя директора Центрального казначейства при Министерстве финансов.

По учредительным документам, ОсОО «ФУТУРО» занимается «оптовой торговлей прочими промежуточными товарами», зарегистрировано в частной собственности по адресу микрорайон Тунгуч, дом 4, квартира 76.

Этот юридический адрес точь-в-точь совпадает с адресами, где зарегистрированы Кожобергенов и его сын Бекжан — такие данные представлены в электронной выписке из Государственной налоговой службы.

Скриншот 27.10.2015 104102

Скриншот 27.10.2015 104011

По данным портала «Открытый бюджет», Управление делами Жогорку Кенеша уже перечислило «ФУТУРО» 2,77 млн. сомов — около 90 процентов суммы сделки на поставку ковров.

Эти деньги перечислили в два транша: сперва авансом 50 процентов договора — 1,5 млн. сомов, а затем еще 1,27 млн. Неизвестно, по какой причине авансовый платёж оказался выше 30 процентов, как должно было быть согласно объявлению.

Пока неизвестно, поступят ли на счёт компании сына чиновника остальные деньги.

Насколько законно, что 22-летний сын чиновника победил в тендере на 3 млн. сомов?

На самом деле, законно.

Согласно статье «Конфликт интересов» закона «О государственных закупках», только определенная категория чиновников и их родственников попадают под запрет.

“Закупающая организация не может заключать договор или рамочное соглашение о закупках с поставщиком (подрядчиком), учредителем и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные, политические муниципальные должности, специальные государственные должности и их близкие родственники.”

Согласно закону «О государственной службе», должности чиновников делятся на два типа — политические и административные.

В чём отличия между ними?

Если коротко, то политические — это те, кто назначаются президентом, парламентом и премьер-министром, а административные — это все остальные (заместители министров, заведующие отделами в госорганах, специалисты и прочие).

Заместитель директора Центрального казначейства — не политическая должность, а административная, таким образом, на него не распространяется запрет.

«Конфликт интересов»?

Руководитель правительственного отдела по борьбе с коррупцией Тилек Саякбаев утверждает, что кыргызское законодательство не регулирует вопросы «конфликта интересов» — когда личная выгода влияет на принятие решений.

«Если бы этот замдиректора был непосредственно сотрудником Жогорку Кенеша, тогда было бы по-другому. Но, учитывая, что это сотрудник другого ведомства — такие вещи прописываются в законе о конфликте интересов — у нас его пока нет», — сказал Саякбаев.

По его словам, конфликт интересов может быть в части оплаты за услуги.

«Для меня конфликт интересов заключается только в том, не связана ли аффилированность [поставщика] с отцом на том, что ему выплатили 50 процентов суммы за заказ», — говорит он.

Саякбаев сказал, что последней инстанцией, которая должна «давать оценку этической стороне этого случая», будет Государственная кадровая служба (ГКС). Пресс-служба ГКС оказалась недоступна для комментариев.

«А как это связано с моим делом?»

Бекжан Нукеш уулу подтвердил в телефонном разговоре с корреспондентом Kloop.kg, что компания «ФУТУРО» принадлежит ему, а заказ парламента по поставке ковров они «уже выполнили».

«Конечно, [мы участвовали в тендере], и мы уже поставку [ковров в парламент] сделали», — сказал он.

Молодой предприниматель не стал отвечать на вопрос, когда корреспондент Kloop.kg спросил его об отце — Нукеш уулу не подтвердил и не опроверг родство с Нукешем Кожобергеновым.

«Нет, а причем… какую связь имеет это [имя Кожобергенова] с моим делом?» — спросил Нукеш уулу. Он отказался продолжать разговор и попросил написать ему письмо на электронный адрес.

Корреспонденты Kloop.kg попытались связаться с самим Кожобергеновым, однако он оказался недоступен для комментариев — его офисный номер телефона не отвечал, а в приемной Центрального казначейства сообщили, что он «на заседаниях».

Отдел государственных закупок Управления делами парламента отказался от комментариев по этому вопросу.

Не первый господряд

Объявление о поставке ковров в парламент содержит квалификационные требования, согласно которым подрядчик должен иметь опыт в поставке такого типа товара.

Квалификационные требования для тендера на поставку ковров. По неизвестным причинам, требования оформлены не до конца.
Квалификационные требования для тендера на поставку ковров. По неизвестным причинам, требования оформлены не до конца.

Согласно архивам тендерных объявлений, ранее «ФУТУРО» никогда не занималась поставкой ковров для государственных органов. При этом, другой участник тендера — частный предприниматель Аскар Муханов — уже дважды за этот год поставлял ковры в мэрию Бишкека и Центризбирком.

Однако «ФУТУРО» имела опыт поставки других товаров государственным органам.

Компания Нукеша уулу начала оказывать им услуги уже через шесть месяцев с момента своего основания — первым заказом была поставка продовольствия в мае 2012 года для Республиканской спецшколы №21 на сумму в 23 тысячи сомов.

На этот момент отец Бекжана еще не работал в Центральном казначействе — он занимал пост начальника Управления финансирования госаппарата при Министерстве финансов.

После первого подряда «ФУТУРО» на какое-то время перестала участвовать в госзаказах, но затем снова — в сентябре 2014 года — стала поставлять товары в государственные организации. На этот раз в медицинский центр в селе Ленинское Аламудунского района Чуйской области.

Согласно официальным данным, за девять месяцев «ФУТУРО» поставила в этот медцентр мебели на 182 тысячи сомов. Эти средства выделялись из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Скриншот 27.10.2015 104506

Компания 22-летнего предпринимателя также собиралась поставить рафинированное масло на 1,5 млн. сомов для Государственной службы исполнения наказаний, но проиграла в борьбе за более выгодное предложение.

Сэкономили 2 млн. сомов

Компания Нукеша уулу выставила более выгодные условия по поставке ковров — вместо выделяемых 5 млн. сомов, «ФУТУРО» предложила закупить ковры на 3 млн. сомов, почти в 1,5 раза дешевле.

Фактически, бюджет государства сэкономил 2 млн. сомов.

Для сравнения, на покупку 120 кресел для депутатов Управление делами парламента планировало потратить 2,6 млн. сомов.

Однако, если ковры можно закупить на 2 млн. сомов дешевле, то почему это не учло Управделами Жогорку Кенеша при объявлении тендера?

Остальные конкуренты не стали так сильно снижать цену товара. Второе по выгоде предложение, не считая «ФУТУРО», было на сумму почти 4,3 млн. сомов.

Протокол вскрытия заявок.
Протокол вскрытия заявок.

Остается неясным, насколько выгодно для компании Нукеша уулу поставлять ковры парламенту в 1,5 раза дешевле.

Победителя выбирает система

Пресс-секретарь Министерства финансов Назарбек Малаев сказал Kloop.kg, что с введением нового закона «О госзакупках» в апреле 2015 года все тендеры проходят только через электронную систему портала госзакупок.

По его словам, эта система сама собирает тендерные документы, вскрывает их, и выбирает тех поставщиков, которые представили наиболее выгодные условия.

«Система сама выбирает победителя [тендера]. Раньше была другая система, когда закупающая организация собирала тендерную комиссию, сама собирала заявки, их вскрывала — всё было вручную. Сейчас никто ничего не может поменять в тендерных заявках, кроме самого поставщика», — заявил Малаев.

Он добавил, что даже если какой-либо чиновник имел бы связь с поставщиком, то он никак не смог бы повлиять на итоги тендера.

Видео: Что думают бишкекчане о закупке ковров в Жогорку Кенеш (опрос)

Уважаемые читатели! Вы можете включить субтитры в видео — для этого вам нужно нажать прямоугольную кнопку в правом нижнем углу плеера.

«Скандальное» обустройство парламента

Итоги «коврового» тендера были объявлены 30 сентября, а через неделю на сайте госзакупок появилось еще одно объявление от парламента — на закупку 120 кресел для депутатов.

Оно вызвало настолько обширную волну возмущений в Кирнете, что на его фоне тендер о коврах — несмотря на более крупную сумму — остался незамеченным.

Парламент отказался закупать кресла и отменил тендер, сославшись на то, что объявление было размещено без согласования со спикером Асылбеком Жээнбековым.

Уважаемые читатели, если вам известны подробности по этому тендеру, пишите нам на eldiyar@kloop.kg.

Если вы столкнулись с общественно-значимой проблемой и хотите выяснить её причины, то давайте расследовать это вместе.

Авторы: Улугбек Акишев, Анна Лелик и Эльдияр Арыкбаев.


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. И что к нему пристали?!
    Если парень в 22 года проводит такие сделки- поаплодируем ему и пожелаем дальнейших успехов.
    Пусть дальше дерзает.
    Слишком уж провакационно звучит данная статья.

Comments are closed.