«007: Спектр»: умри, но не сейчас

В эту пятницу в Бишкеке стартует прокат нового фильма об агенте Джеймсе Бонде «007: Спектр» с Дэниелом Крейгом, Моникой Беллуччи и Леей Сейду в главных ролях. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев уже успел посмотреть новую часть «бондианы» и считает, что фильм получился хорошим, но многим может не понравиться.

Три года назад я выходил с вечернего сеанса фильма «Скайфол» с тревожным восторгом: мне безумно понравилось, но в душе закралось семя сомнения, что чего-то не хватило, а с чем-то перегнули.

Сэм Мендес, оскароносный режиссер «Красоты по-американски», взялся за «бондиану» после провального «Кванта милосердия», и слегка подкорректировал вектор развития суперагентской саги.

«Казино Рояль» и «Квант милосердия» были (или, по крайней мере, пытались быть) серьезными, реалистичными и хладнокровными с одной стороны, и воздвигали образ способного на сантименты Бонда с другой стороны. Процесс очеловечивания Бонда пошел, но сквозная сюжетная линия, очевидно, помешала «Кванту милосердия», в котором не оказалось ни приличного злодея, ни сногсшибательной девушки (не поймите меня неправильно, Ольга Куриленко прекрасна, но роль «девушки Бонда» в фильме она не исполняет). Не по канону получилось.

kinopoisk.ru

Со «Скайфолом» Мендесу пришлось реабилитировать сагу, и сделал он это ловко и хитро. На поверхности формула предыдущих двух фильмов не поменялась: Бонд все так же сломлен, у него все то же серьезное лицо, а помимо террористических организаций здесь есть место и любовным трагедиям. Но Мендес немного подкрутил переключатели — антагониста он придумал до жути харизматичного и составил его образ как альтер эго бонда, любовные проблемы перенес из плоскости низменных инстинктов или сантиментов в плоскость Фрейда и Эдипова комплекса, а слабую концентрацию юмора подменил изрядной долей самоиронии.

В итоге, после того самого сеанса я вышел и понял, что это прекрасный фильм, но Бонд совершенно нового формата. Это сработало один раз, но сработает ли еще? Впрочем, сильно не обдумывая, пару дней спустя я во второй раз пошел на «Скайфол» и окончательно убедился в его восхитительности.

kinopoisk.ru

«Спектр» от «Скайфола», в принципе, ушел недалеко. Это такой же умный, богатый на отсылки на Марселя Пруста и самого себя, в меру самоироничный (чего только стоят обыгранные сцены с гаджетами-приветами из эпохи классического Бонда) и чрезвычайно пафосный шпионский боевик. Неприлично красивые женщины и автомобили, выверенная эстетика рукопашных боев, мегаломанские интерьеры половины помещений фильма и потрясающей красоты костюмы Бонда, не мнущиеся даже в самых ожесточенных схватках. Получилось по канону.

Однако многим «Спектр» понравится гораздо меньше «Скайфола», и это понятно. В каком-то смысле ситуация между этими двумя фильмами похожа на ситуацию между «Темным рыцарем» и «Возрождением Темного рыцаря» от Кристофера Нолана. Если первый был фильмом потрясающей красоты и изящества мысли, то роль второго заключалась в мощной развязке и осмыслении персонажа Бэтмена.

kinopoisk.ru

Вот и «Спектр» не столько развлекает (хотя и это он делает на безумном уровне, чего только стоят открывающая сцена с мексиканским карнавалом или вся последовательность сцен, снятых в Риме), сколько раставляет все точки над «и». Здесь не подводится черта приключениям агента 007, здесь завершается долгий процесс очеловечивания Джеймса Бонда, его превращения из безымянной машины для убийств в любящего человека с тяжелым прошлым.

Этот процесс начался еще три фильма назад, и своей кульминации достиг в «Скайфоле», с раскрытием карт о семейном древе Бонда, однако акцент на эту сюжетную линию ставится именно в «Спектре», который не только сюжетно основан на «Казино Рояль», «Кванте милосердия» и «Скайфоле». История «Спектра» объединяет всех антагонистов из этих фильмов одной ниточкой, однако отсылается на предыдущие картины и другими способами. В новом фильме о Бонде что ни сцена, то цитата. Открывающая сцена «Спектра» копирует погоню из «Кванта милосердия», сцена пыток и образ героини Леи Сейду — прямиком из «Казино Рояль», а хижина скрывающегося злодея практически дословно повторяет усадьбу «Скайфол».

kinopoisk.ru

И еще новый Бонд может не понравиться просто потому, что он кажется не таким, каким он был раньше. Он, определенно, хуже «Скайфола», но это не мешает ему оставаться королем жанра, даже в такой конкурентный год. Никакие «Кингсман», «Миссия невыполнима» или «Агенты А.Н.К.Л» не могут потягаться со «Спектром», и даже не потому что наследия у них нет. Просто Бонд умеет жить в своем изолированном мире, окруженном вуалью таинственности и напыщенности, и это помогает оставаться ему лучшим.

Впрочем, можно сколько угодно ругать Бонда, что он уже не тот, но шутка в том, что это и есть настоящий агент 007. Просто поумневший и повзрослевший. И давно ему пора было, если честно. Пятьдесят три года (первая часть «бондианы» вышла в 1962 году), как ни крути, возраст внушительный.

Фильм «007: Спектр» режиссера Сэма Мендеса с Дэниелом Крейгом и Леей Сейду в главных ролях выйдет в бишкекском прокате 5 ноября.