Очки виртуальной реальности Oculus Rift поступили в массовую продажу по цене в 600 долларов США. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев объясняет, почему это может быть самым важным релизом десятилетия.

В качестве иллюстраций к этому материалу использованы снимки различных прототипов Oculus Rift, взятых из материала Wired.

Виртуальная реальность официально здесь.

Oculus Rift — первопроходец в своей среде, трендсеттер. Эти очки были представлены в 2012 году, они предвосхитили бум 360-градусных видео, многочисленные клоны вроде HTC Vive или PlayStation VR (которые, как и Oculus, предназначены в первую очередь для гейминга) и недорогие аксессуары к смартфонам вроде Samsung Gear VR и LG 360 VR.

Читать по теме: 360°-видео из заброшенного ресторана «Нарын»

IMG_0352-EDIT-copy-GREY-ROUGH-CROP-1024x769

В 2014 году Facebook Марка Цукерберга приобрел команду, ответственную за Oculus Rift. Тогда глава крупнейшей соцсети на планете заявил: «Виртуальная реальность когда-то была мечтой научной фантастики. Но такими же грезами были интернет, компьютеры и смартфоны. Будущее наступает, и у нас есть шанс построить его вместе».

Тогда Цукерберг поставил виртуальную реальность в один ряд с интернетом, и некоторых подобное сравнение озадачило. Однако сегодня — среди журналистов и обозревателей — похоже, установился консенсус.

Журналист издания TechCrunch в обзоре финальной версии очков предположил, что «запуск Oculus Rift может быть самым важным в этом десятилетии».

Тяжело судить о перспективах виртуальной реальности сейчас, это очень молодая ниша, которой меньше чем интернету вещей или умным часам. Сейчас VR — это по большей степени развлекательная ниша, затрагивающая видеоконтент и компьютерные игры.

Однако история знает единичные случаи использования прототипов очков виртульной реальности в авиации, спорте и медицине. Впрочем, это разговоры не следующих лет, а следующих десятилетий.

IMG_0267-EDIT-copy-GREY-ROUGH-CROP-1024x767

Что известно прямо сейчас, так это бизнес-сила виртуальной реальности. В свой первый год VR обещает заработать 1 миллиард долларов — для только что стартовавшего сегмента это очень внушительная сумма. Относительно долго присутствовавшему формату смарт-часов удалось достигнуть таких высот лишь в 2014, годы спустя после появления первых пользовательских продуктов.

Дело еще и в том, что выход первого массового и полноценного VR продукта долго откладывался. Самодельный Google Cardboard и работающий со смартфонами Samsung Gear VR появились еще в 2014 году, но спектр их возможностей гораздо уже, нежели у Oculus Rift.

Финальная версия Oculus Rift (которой предшествовали двое комплектов для разработчиков и один прототип) способна на очень многое. В комплекте очков идут камера, пульт и джойстик.

Очки от Samsung и Google при низких производственных возможностях играли созерцательную роль — они годились лишь для просмотра 360-градусного видео, да и то не лучшим образом с этой ролью справлялись.

IMG_0302-EDIT-copy-GREY-ROUGH-CROP-1024x767

Oculus же предлагает гораздо большее. Из коробки очки Rift способны проиграть любое 360-градусное видео и запустить 29 игр (среди которых космический симулятор EVE: Valkyrie, адвенчуры Adrift и The Vanishing of Ethan Carter и ошеломительно красивая гоночная игра Project Cars) , уже доступных в специальном интернет-магазине.

По ощущениям обозревателей, Oculus — это первый настоящий шаг в сторону виртуальной реальности. Как отмечает журналист Wired, значительную роль играет камера, идущая в комплекте. Очки сами по себе способны отслеживать повороты головы, однако плохо справляются с пространственными перемещиями. Здесь и вступает в дело камера, которая отвечает за «позиционное слежение». Наклон вперед или шаг влево — система всё отследит.

Впрочем, он же не рекомендует Oculus Rift к покупке прямо сейчас — по его словам, это очень недешевое развлечение (600 долларов за очки и, по его заявлению, как минимум 1500 долларов для компьютера, способного запускать игры для VR). Другой обозреватель из уже упомянутого TechCrunch отмечает, что другим недостатком покупки очков на старте является время. На данный момент библиотека игр для Rift не самая богатая. А полноценной системой очки и вовсе станут лишь через полгода, когда в продаже появятся моушн-контроллеры Oculus Touch.

IMG_0333-EDIT-copy-GREY-ROUGH-CROP-1024x767

Обозреватели из Polygon всё же отмечают, что совокупность достоинств Oculus Rift — точная система отслеживания движений, окуляры высокого качества и годная эргономика продукта (к ней, впрочем, есть и претензии — людям с настоящими очками для зрения приходится попотеть, прежде чем удастся нацепить Rift) — всё это выводит виртуальную реальность на новый уровень.

«Они [очки] изменили то, как мы думаем об играх. Они заставили нас чувствовать. Они поместили нас внутрь вещей, которые раньше мы могли лишь созерцать. Возвращаться к стандартным дисплеям будет трудно». На этой почве в Polygon рекомендуют Oculus Rift своим читателям с гораздо меньшей осторожностью.

Об этом возвращении к обычным экранам, кстати, говорят многие журналисты. Тот же обозреватель Wired предлагает сомневающимся сперва попробовать очки у друга или соседа, у которого они уже есть. И тут же журналист делает быструю ремарку: «Если вы все же решитесь [попробовать Oculus Rift у друга] — не вините меня, что на следующий день побежите присоединяться к VR-революции.

Некоторые видят в Oculus и социально-политический подтекст. В рецензии от TechCrunch звучит фраза: «…есть что-то в том, когда ты натягиваешь это устройство себе на лицо, оно заставляет тебе сомневаться: это способ уйти от реальности, или сдаться и разочароваться в ней?»

Вот так выглядит финальная версия Oculus Rift
Вот так выглядит финальная версия Oculus Rift

Что примечательно, в каждом из просмотренных мной обзоров чувствовалось очень большое ощущение причастности к чему-то великому и новаторскому. К чему-то такому, что через десятилетия люди будут вспоминать как переломный момент.

Причем, это несравнимо с запуском, например, iPad или iPhone — которые тоже изменили наш мир до неузнаваемости. Тогда, я помню, было невероятное количество скептиков: люди сначала не понимали, зачем телефону тачскрин, а позже — зачем тачскрину быть таким большим, если есть ноутбуки.

Сейчас же все более или менее согласны с тем, что вот эта VR-революция — за ней, кажется, будущее. Которое уже наступило.

Источник заглавного фото: сайт Oculus Rift