На платформу обратилась Гульбара Кулушова, работавшая ранее заместителем председателя фармакологического комитета, с сообщением о том, что ее уволили, нарушив трудовое законодательство.
«Я работала в Департаменте лекарственного обеспечения при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики с 01 декабря 1999 года по 01 февраля 2016 года.
Приказом № 38 от 01 февраля 2016 года я уволена с должности заместителя председателя фармакологического комитета, как указано в моей трудовой книжке: «Освобождена от занимаемой должности в соответствии со статьей 83 части 2 Трудового кодекса Кыргызской Республики (сокращение численности или штата работников, в том числе в связи с реорганизацией организации)».
Руководство Департамента лекарственного обеспечения медицинской техники при МЗ КР допустило следующие нарушения:
Меня не предупреждали о моем увольнении. Указанный выше приказ о моем увольнении мне не вручался. Мне просто сообщили о моем увольнении 1 февраля 2016 года и с этого дня запретили выходить на работу, кабинет опечатали. Я была лишена предусмотренной статьей 85 Трудового кодекса возможности работать до 1 марта 2016 года и искать себе другую работу, еженедельно используя полагающийся свободный день для этих целей. Это привело к лишению меня работодателем заработной платы за февраль 2016 года.
Не предложили мне другую работу и не перевели меня на другую работу, хотя я отвечаю всем критериям, установленным как в коллективном договоре, так и в трудовом договоре, а также являюсь работником с самой высокой производительностью труда и квалификацией.
При том, что в Департаменте лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения КР это было объединение отделов (слияние/реорганизация), а не сокращение численности, и по приказу Министерства здравоохранения КР в штатной сетке предусматривается 10 мест в отделе. То есть в отделе еще есть свободные вакансии, а меня сократили . При этом начальником отдела был назначен сотрудник из другого отдела, а также был переведен дополнительный сотрудник из другого отдела ДЛО.
За месяц до увольнения меня персонально под расписку письменно о расторжении трудового договора не предупреждали.
4. Мне также не предлагали расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения с выплатой компенсации в размере не ниже размера средней оплаты труда за каждый день, оставшийся до истечения срока
5. Кроме того, мне не выплачено выходное пособие.
6. Работодатель обязан был выплатить мне компенсацию за неиспользованные дни отпуска. Но и эти выплаты мне не были выданы.
И, соответственно ситуации, я не смогла оформить предоставление мне трудового отпуска по количеству неиспользованных дней.
7. На мои письменные запросы о выдаче мне копий документов: приказа о приеме на работу; приказа об увольнении: справки о среднем заработке с указанием видов начислений, о полагающихся мне днях трудового отпуска или сумме компенсации за них, никаких ответов от работодателя не последовало. Мои заявления на имя генерального директора ДЛО и МТ МЗ КР оставлены без должного внимания. Председатель профкома ДЛО и МТ МЗ КР поступил аналогично».
Гульбара Кулушова обратилась с иском в суд против Департамента лекарственного обеспечения.
Комментарий юриста:
В статье 85 Трудового кодекса Кыргызской Республики (далее ТК КР) предусмотрено:
«При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право оставления на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, а также отвечающим критериям, установленным в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре.
При расторжении трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным в пункте 3 статьи 83 настоящего Кодекса, работник может быть переведен на другую должность.
При расторжении трудового договора по пунктам 1, 2 статьи 83 настоящего Кодекса работодатель обязан не менее чем за 1 месяц до увольнения персонально под расписку письменно предупредить работника.
В период срока предупреждения работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками, а также предоставляется один свободный день в неделю для поиска работы с сохранением средней оплаты труда…
При увольнении работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, либо в связи с ликвидацией организации по соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения с выплатой компенсации в размере не ниже размера средней оплаты труда за каждый день, оставшийся до истечения срока, установленного частью третьей настоящей статьи».
Статья 86 ТК КР предусматривает, что «при расторжении трудового договора по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 83 ТК КР, выплачивается выходное пособие в размере не ниже двух среднемесячных размеров оплаты труда».
Статья 132 ТК КР «Реализация права на отпуск при увольнении работника», предусматривает следующее:
«При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска.
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением… При этом днем увольнения считается последний день отпуска…».
Если не предоставляется возможным восстановить работника на прежней работе (должность сокращена, подразделение упразднено, организация ликвидирована), то суд возлагает на работодателя или его правопреемника обязанность выплатить работнику материальное возмещение в размере не менее 12-кратного среднемесячного заработка. (Статья 423 Трудового кодекса КР).
Присылайте свои сообщения о возможных нарушениях через форму справа.