Ежегодная игровая выставка E3 пройдёт на следующей неделе в Лос-Анджелесе. Что она из себя представляет, почему это традиционно главное событие в игровой индустрии и что покажут на E3 в этом году (и почему у выставки появляются новые проблемы) — во всём этом разобрался редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев.
Что такое E3?
Если все спортивные сайты сейчас под завязку набиты материалами, связанными с грядущим чемпионатом Европы по футболу во Франции, то игровые порталы раздуваются от огромного количества статей, предугадывающих громкие анонсы с предстоящей выставки E3.
Electronic Entertainment Expo (сокращенно E3) — игровая выставка, которая традиционно проходит в Лос-Анджелесе в конце мая или начале июня. Первая экспозиция прошла в 1995, и с тех пор E3 регулярно проводится раз в год.
Почему эта выставка важна?
В игровой индустрии есть три главные игровые выставки — американская E3, азиатская Tokyo Games Show и европейская Gamescom. Первой из них в летнем сезоне проходит именно E3, и основная концентрация анонсов и новостей приходится именно на неё.

Традиционно, издатели вроде Ubisoft и Electronic Arts и производители консолей Microsoft и Sony приезжают на выставку в Лос-Анджелесе с самым богатым арсеналом анонсов: на помпезных шоу, в которых порой участвуют и Пол Маккартни с Рианной, главы игровых компаний выстраивают календарь выхода игр на ближайшие год-два.
Уже потом, когда журналисты и игроки по всему свету составили примерную картинку того, что выходит на их компьютерах и консолях в ближайшие сезоны, те же самые Ubisoft, Electronic Arts, Microsoft и Sony в августе едут в Кёльн на Gamescom и раскрывают подробности грядущих релизов. Показывают геймплейные ролики, делятся планами на пакеты DLC и раскрывают всякие технические детали. Концентрация анонсов вроде «Мы перезапускаем DOOM!» или «Мы делаем новую PlayStation!» в Кёльне (по сравнению с E3) значительно ниже.

По цифрам, впрочем, может показаться, что E3 уступает другим главным игровым экспозициям. Если американскую выставку в прошлом году посетило лишь 52 тысячи человек, то на японскую TGS пришло 270 тысяч человек, а на немецкую Gamescom — почти 350 тысяч.
Но это несопоставимые показатели, их нельзя сравнивать. Tokyo Games Show и Gamescom (как и, например, русский «Игромир») открыты для всех желающих: купил билет, попал на выставку. На E3 же допускают лишь журналистов и прочих людей с аккредитацией — за деньги туда не попасть, нужно подавать заявку на посещение.
Что (скорее всего) покажут на E3 2016?
В этом году сама E3 пройдёт с 14 по 16 июня, а пресс-конференции издательств и разработчиков — 12 и 13 июня. Вот что стоит ожидать от них в эти дни.
Sony: Японская компания наверняка прольет больше света на Horizon: Zero Dawn от создателей God of War, поделится новыми роликами по Detroit от Дэвида Кейджа, автора Fahrenheit и Heavy Rain, а также должна дать новые детали по The Last Guardian геймдизайнера Фумито Уэды. Никаких слухов о больших анонсах пока не ходит, но Sony на E3 скорее всего анонсирует новую ревизию PlayStation 4.

Microsoft: От Microsoft тоже стоит ждать подробностей по новым франшизам вроде Scalebound, Recore и Sea of Thieves, однако и без продолжений Gears of War и Halo Wars пресс-конференция компании точно не обойдется. По слухам, Microsoft также готовит обновленную версию своей приставки Xbox One.
Ubisoft: Накануне Ubisoft анонсировала сиквел Watch Dogs 2, и на E3 определенно можно надеяться на больше подробностей о ней (и на геймплейные ролики). Также канадская компания точно привезёт на выставку шутер Ghost Recon Wildlands и средневековый тяжеловесный слэшер For Honor.

Bethesda: От Bethesda можно точно ждать каких-нибудь DLC к Fallout 4 и DOOM, а также деталей по Dishonored 2, которая выходит этой осенью. Возможно, компания пойдёт дальше и удивит парой долгожданных анонсов: злосчастным сиквелом Prey 2 или продолжением успешного перезапуска Wolfenstein.
Другие компании: 2K Games свою программу анонсов на год уже выполнила, и от неё стоит ожидать в основном новых роликов и деталей Mafia 3 и Civilization 6. Для любителей файтингов E3 точно не обойдется без новой информации о Tekken 7 и Injustice 2. Capcom, возможно, анонсирует продолжение Resident Evil — прошлая часть игры вышла аж четыре года назад — а Rockstar, по слухам, готовит сиквел вестерна Red Dead Redemption.

Поляки из CD Projekt Red взорвали прошлый год со своим третьим «Ведьмаком», но пользователи и журналисты ждут не новых DLC к истории о Геральте из Ривии, а деталей по давно анонсированной Cyberpunk 2077. Для любителей эксцентричных японских жанров E3 тоже не должна обойтись без интересностей: скорее всего, мы увидим больше Attack on Titan, Nioh по сценарию Акиры Куросавы, Shenmue 3, ремейк Final Fantasy VII и предрелизное появление Final Fantasy XV.
У E3 в этом году проблемы. Какие?
С каждым новым годом издатели и разработчики решают всё чаще анонсировать проекты не на каких-то выставках и конференциях, а просто так, сливая тизер в YouTube или давая интервью какому-нибудь GameInformer или Edge.
Только в этом году подобным образом были представлены шестая Civilization, сиквел Watch Dogs, файтинг Injustice, очередной Call of Duty, Battlefield 1 во времена Первой мировой и другие. Компании видят, что это для них даже полезнее, чем анонсы на E3. В те три дня, что проходит выставка, тематические порталы разрываются от новостей, и многие из новоявленных проектов теряются в информационном шуме. Издателям выгоднее равномерно распределять эти анонсы в течение года, а на выставках уже делиться подробностями и красивыми CGI-роликами.

Однако это не единственная новая проблема E3. В этом году, впервые за долгое время, издательства Electronic Arts и Activision решили не участвовать в выставке. У EA будет своя пресс-конференция, но компания обойдется без своего павильона на E3 в этом году. Activision же на выставке не будет совсем.
Это не значит, что мы совсем не увидим Mass Effect: Andromeda, Battlefield 1 и Call of Duty: Infinity Warfare, но это значит головную боль для E3 и удар по её репутации. Большие игровые экспозиции традиционно относились к виртуальной реальности и особенно мобильным играм с определённым снобизмом, отодвигая их на задний фон и выделяя им скромные павильоны. В этом же году VR и игры для телефонов встанут в один ряд с производителями консолей Sony, Nintendo и Microsoft. Таким образом администрация решает проблему с нежеланием многих издателей посещать выставку.
Впрочем, нынешние проблемы E3 вовсе не означают конец культуры игровых выставок — в конце нулевых лосанджелеская экспозиция уже сталкивались с серьёзным застоем и тремя годами пустых павильонов (правда, по проблемам логистики и всеобщей стагнации в индустрии), и эту проблему в своё время она преодолела. Сейчас E3 чувствует себя гораздо увереннее, чем десятилетие назад, и позиции сдавать она точно не собирается.