В Бишкеке начался прокат фильма «Отряд самоубийц», который в представлении, скорее всего, не нуждается. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев посмотрел фильм и объяснил, почему фанатам нравится, а пресса в очередной раз не в восторге.
Начнём с выводов: «Отряд самоубийц» открывается легендарным треком ‘House of Rising Sun’ группы The Animals, а заканчивается культовой песней ‘Bohemian Rhapsody’ группы The Queen. И это не помешало фильму стать плохим.
Этот, казалось бы, не совсем прочный аргумент, на самом деле, сполна характеризует «Отряд самоубийц» — новый, помпезный, неоновый и бессмысленно дорогой фильм.
Смотрите сами. Есть, например, недавний марвеловский «Первый мститель: Противостояние», в котором с десяток супергероев, сыгранных маститыми и популярными голливудскими звёздами, не меньшее количество локаций и городов, битва на базаре, в аэропорту и на заброшенной станции за Полярным кругом.
Или, например, другой фильм по вселенной DC «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — абсолютная противоположность всех этих экранизаций по комиксам о Мстителях, Торе, Капитане Америке и Железном человеке. Томный и тёмный, медлительный, пугающе серьёзный, неспособный даже на нотку юмора, эстетически выверенный и грациозный блокбастер, которому место скорее в нулевых, нежели в сегодняшнем дне.
И вот — «Отряд самоубийц».
Главные герои — кучка отморозков, которых неискушенный зритель скорее всего в глаза не видел (и о которых он ни разу не слышал). Наёмный киллер Дэдшот, огненный парень Диабло, своеобразная femme fatale Харли Квин, австралиец Капитан Бумеранг, крокодил Убийца Крок и японка Катана.
Сюжет — решение социопатичной женщины из правительства собрать вышеперечисленных отморозков и поставить их на охрану мира и спокойствия на планете Земля. Дальше, естественно, больше: условные кланы вуду, месиво в нью-йоркском метро и всё причитающееся.
Эстетика — экспериментальная. Попытки отойти от готики, присущей вселенной DC, и уход в сторону неона, нуара, золота и вызывающих нарядов.
Проблемы у «Отряда самоубийц» — естественно — всплывают с каждым из пунктов. Герои, которым не дают дышать, перегружены слишком массивными предысториями и обременены дефицитом хронометража. Загвоздка с ними ведь даже не в том, что они знакомы далеко не каждому потенциальному зрителю — вспомните недавних «Стражей галактики», которые при таком же раскладе карт смогли стать одним из главных и лучших блокбастеров года.
Создаёт трудности решение авторов фильма сконцентрироваться на каждом персонаже по отдельности, нежели на их взаимоотношениях друг с другом: единственным проблеском какой-то «химии» между героями-злодеями оказывается односложный флирт Бумеранга с Катаной. В итоге почти два часа персонажи занимаются лишь перетягиванием одеяла — и такой подход невыгоден ни для фильма в целом, ни для его потенциальных продолжений.
К сюжету и эстетике, странным образом, главное предъявление одно: отсутствие динамики. Первые тридцать минут хронометража, когда поочерёдно представляется каждый из членов «Отряда самоубийц», картина нарабатывает бодрый и стремительный темп, который растворяется при переходе к, собственно, действию. Вся вторая половина фильма проходит в одной локации — и проседание в экранизации комикса при таком раскладе обеспечено. Отсюда и сонная кульминация, и монотонная картинка.
Теперь вернёмся к «Капитану Америке», «Бэтмену против Супермена» и группам Animals и Queen.
Заметьте вот что — говоря об «Отряде самоубийц», лично мне совсем не хочется упоминать имя Дэвида Эйра, автора прекрасного «Патруля» и добротной «Ярости». А ведь он и сидел в кресле режиссёра «Отряда».
Студии, снимающие все последние блокбастеры по мотивам комиксов, гораздо выше ставят решения фокус-групп, нежели авторское видение или идею целостности. За примерами далеко ходить не стоит — прошлогоднюю «Фантастическую четвёрку», ровно как и «Отряд самоубийц», пришлось перемонтировать практически с нуля и без участия режиссёра.
Зрителю нравится юмор. Зрителю не нравятся три часа хронометража. Зрителю нравится то и не нравится это. Мы вошли в эру, когда блокбастеры нельзя отдавать категорическим авторам — их нужно отдавать ребятам вроде Джона Фавро и Джосса Уидона, которые умеют сдерживать полёт своих фантазий и выполнять указания студий.
То, что получилось с «Отрядом самоубийц» — это компромисс анархистов, пустота между двумя концами, между «Капитаном Америкой» и «Бэтменом против Супермена». В этом компромиссе практически нет Эйра, зато есть большие деньги, на которые можно скупать лучшие саундтреки, Бена Аффлека, Уилла Смита, Марго Робби и Джареда Лето.
В этом компромиссе критики и пресса уже давно видят подвох, и публика, кажется, ещё недолго протянет на этой игле. Однажды туман рассеется, и зрители увидят пустоту за мишурой из маркетологических ухищрений и классных трейлеров.
P.S. Несмотря на всю риторику и аналитику, нельзя не упомянуть Джареда Лето и его роль Джокера, пусть даже вкратце. Лето на экране «Отряда» было гораздо меньше, чем ожидалось, но и бог с ним. Главное, что он достойно справился с наследием, оставленным Хитом Леджером и Джеком Николсоном, уйдя в другую плоскость и выстроив пугающего, не блещущего интеллектом и предпочитающего грубую силу, цветастого и наигранного психопата.