Фильм кыргызских режиссеров «Завещание отца» поборется за премию «Оскар». Актер Иман Мукул, сыгравший главную роль, рассказал Kloop.kg о том, как проходили съемки фильма.

Кинокартина режиссеров Бакыта Мукула и Дастана Жапара «Завещание отца» на кинофестивале в Монреале выиграла приз за лучший дебют. Фильм представит Кыргызстан в лонг-листе «Оскара» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке». «Завещание отца» будет бороться за попадание в шорт-лист премии, который огласят 17 января 2017 года.

Картина кыргызстанцев также получила статуэтку «Тулпар» Национальной киноакадемии Казахстана за «Лучший центрально-азиатский фильм».

О фильме

poster_and_flyer_project3

Это психологическая, бытовая драма. Весь смысл фильма в том, что кыргызский народ исчезает, постоянно мигрирует, традиции и язык забываются. Фильм рассказывает о парне, Азате, который привез на родину прах отца, чтобы похоронить, так как дал слово. Он сталкивается с тем, что многие односельчане вымещают на нем свой гнев и обиду, затаенную на его отца, который занял у всех деньги и уехал из Кыргызстана на 15 лет.

В этом фильме главное то, что сын отвечает за отца и хочет, чтобы его прах был дома. Он принимает все оскорбления и терпит все, строго держа слово, данное отцу. Это для каждого мужчины очень важно.

Дядя Чоро — брат отца Азата. Он один из тех, кто критикует молодого парня. Он обижен на отца Азата за то, что тот уехал и оставил его. Все свои обиды он выплескивает на племянника, который наоборот искал поддержку от дяди. В этом самый большой конфликт фильма.

В фильме переданы сильные чувства. Семья разлагается, точнее семьи там давно уже нет, есть только дядя, а это трагично. Но Азат, что-то все же пытается сделать.

Режиссер не поставил точку в конце фильма. Азат просыпается, дядя уехал в Казахстан и дома никого нет. Зритель сам должен решить уедет Азат или останется.

Я думаю, что уедет из Кыргызстана, потому что кроме дяди никого не было здесь. А у Азата мама и сестра в Америке, машина арендована, мне кажется уедет. Я бы уехал.

Отцу не откажешь — пришлось играть

Я не хотел сниматься в фильме. После выпуска из питерской Академии балета имени Вагановой я приехал с травмой и долгое время лечился дома. А отец, Бакыт Мукул, и второй режиссер Дастан Жапар у нас дома работали над сценарием фильма.

Дастан Жапар спрашивал у меня: «Может попробуешь? Давай к нам». Я всегда отвечал: «Да вы что, я же танцовщик балета, нет». Я просил устроить кастинг. И они устроили, а потом снова пришли. Отцу-то не откажешь, пришлось играть.

Проблема при кастинге на главную роль была в том, что наши актеры не жили в другой стране. Я подходил, потому что долгое время учился в Питере. Это мне режиссеры говорили. Но роль не писалась с меня, изначально герой был пожилым человеком.

691124

В роль вживался тяжело

Я сам холерик и жутко неспокойный, а Азат флегматичный и меланхоличный человек. Играть человека, который все держит в себе было тяжело. Но в процессе я так ушел в Азата и так зациклился на роли, что за две недели сбросил пять килограммов, пришлось останавливать съемку и откармливать меня.

Проблема была в том, что Азат мало разговаривал. Фильм снят как бы глазами Азата, он не реагирует на нападки, а только получает от других героев. Легко играть, когда ты разговариваешь, тяжелее играть когда, ты просто молчишь.Ты должен мимикой или сердцем показать, что чувствуешь.

Да и два режиссера с двух сторон давили, но потом я вжился в роль и было уже легко.

Как снимали фильм

Фильм снимался на юге Иссык-Куля в селе Торт на реке Барскоон. Тяжело было с погодой, на юге снега нет. В фильме мы показываем конец октября, но на самом деле был декабрь, январь, было жутко холодно, а я был одет в осеннюю одежду.

С перерывами из-за погоды съемки шли три месяца. Во время съемочного процесса 13 января мне довелось искупаться на Иссык-куле — было очень холодно.

Мы отплыли на 30 метров от берега, я запрыгнул в воду: нужно было стоять, пока лодка с камерой не отдалится от меня, а затем нырять и плыть.

Там у меня случилась сильная судорога, я нырнул под воду, потянул ногу и боль прошла. Балетные навыки и знания все же помогли мне в фильме. Так ведь и утонуть мог.

Сложнее всего было заплакать — мне это тяжело дается даже в жизни, потому что я привык сдерживать эмоции.

Если операторы готовы, то они кричат «Все, снимаем!». А актер-то не готов. Тут я разозлился: «Да подождите вы, дайте я хоть настроюсь!». Где-то 15 минут я настраивался, было тяжело плакать, особенно из-за того, что мы сняли около восьми дублей с одного плана и четыре с другого. Это надо было снимать на всякий случай, а под конец слез просто не осталось и пришлось закапать глицерин в глаза…

bezymyannyj__

Тандем двух режиссеров

Они просто захотели снять фильм, сначала пошли к Бирназарову (кыргызский сценарист, режиссер и продюсер фильмов, одна из последних его работ— «Кумар») и хотели снять по его сценарию что-нибудь но он отказал.

Они разозлились и придумали свой сценарий. Позже было очень много подножек, когда сценарий показали нашим киноведам. Они тормозили начало съемок, как могли. Мы должны были начать уже в ноябре, но начали в декабре.

Пока они писали, я не помню ни одного скандала между ними. Они обычно садились в машину и уезжали в горы. Режиссеры полтора года писали сценарий, потом еще два дорабатывали его. Дома были скандалы, потому что отец оставил работу и направил все свои силы на фильм. Но сейчас это все кажется оправданным.

Бюджет фильма

Бюджет был очень маленький, всего четыре миллиона сомов — это около 60 тысяч долларов. Для такого фильма — это очень и очень мало. Чтобы собрать эту сумму мы продали машины и много чего из личного имущества, деньги находили сами и все это буквально за три месяца.

Спонсоров не было вообще. Только после того, как фильм начал получать награды, появились спонсоры, которые хотят его поддерживать.

По теме: Кыргызский фильм взял приз на Монреальском фестивале