Газета The Guardian, одно из крупнейших британских изданий, написала о фрирайде на лыжах в кыргызской долине Суусамыр. О том, как британцы опробовали девственные склоны суусамырских холмов и об их впечатлениях о туризме в Кыргызстане, читайте в переводе Kloop.kg.

Оригинал статьи опубликован на сайте газеты The Guardian.

«Нам восемь кружек пива, кувшин кобыльего молока и тарелку сосисок из конины, пожалуйста». После дня на лыжах, это необычная посиделка. Но и кухня у тракторной остановки — далеко не средний горнолыжный бар. Вместо альпийских vin chaud, тартифлета и травяной настойки женепи, здесь подают кумыс (горьковатый алкогольный напиток, сделанный из кобыльего молока) и бешбармак (конину с лапшой). Посетители, в основном дальнобойщики, кажутся слегка ошеломленными нашим присутствием и нашими попытками попробовать странные блюда.

Но если ресторанам в местности около Суусамырской долины и недостает изысканности заведений с альпийских склонов, она все равно компенсируется качеством лыжных прогулок. Наша группа из 15 человек наслаждалась свежим нетронутым снегом каждый день. Каждое утро мы брались за новый склон в окрестностях домика, в котором мы остановились, и ни разу не встретили никого другого.

Кыргызский резко-континентальный климат означает, что снег, выпадающий в этой горной бывшей советской республике, особенно легок и пушист. Это, вкупе с горным рельефом страны, делает из Кыргызстана рай для бэккантри фрирайдеров.

До недавнего времени главной проблемой оставалась логистика. Если кыргызский Тянь-Шань и отстает от Альп в области развлечений, то ещё больше он страдает от курортной инфраструктуры. Здесь есть несколько лыжных баз, разбросанных по стране, но возможности их подъемников — часто реликвий со времен Советского Союза — довольно ограничены.

«В Кыргызстане, наверное, около пяти-шести ратраков, — говорит Азрет Данияров, владелец и менеджер мини-базы Суусамыр, — и в нашем распоряжении два из них».

5184

Его база первая (и пока что единственная) в стране предлагает кэтскиинг, поездки на модифицированных ратраках с пассажирскими кабинами на вершины холмов. Этот «хелискиинг (фрирайд с высадкой с вертолета) для бедных» придумали в Северной Америке, но система имеет еще больше смысла на кыргызских склонах. Особенно в Суусамыре они не настолько крутые, и ратрак легко справляется с подъемом.

На самом деле, этот домик был изначально построен не совсем для лыжников и сноубордистов, как рассказывает Азрет. Он и его отец собирались использовать склон как базу для парапланов во время летнего сезона. Но первый ратрак, импортированный три года назад, оказался особенно популярным среди их друзей и прошлой зимой они отработали первый полный сезон, приняв около шести или семи групп из Европы. «Большинство приехали из Германии, некоторые из Норвегии. Пара этих норвежцев были абсолютно сумасшедшими», — со смехом вспоминает Азрет.

Как и нашу группу, немцев с норвежцами несомненно привлекли не только обещания невероятных склонов и духа приключений, но и цена. Наша группа была достаточно большой, чтобы заполнить все здание, и неделя катаний (вместе с арендой ратрака, едой и проживанием) обошлась нам в 620 фунтов, или примерно 760 долларов, с человека.

Конечно, это не совсем люксовый экспириенс вроде канадского фрирайда. Домик, который Азрет собственноручно помогал строить, более функциональный нежели модный. Но в теплых и уютных спальнях и центральной зоне с телевизором, пинг-понгом и настольным футболом всё равно приятно проводить вечера.

Еда тоже проста — крепкие кыргызские блюда с обилием риса, лапши и жареного мяса — но вкусна и идеально подходит для ужина после дня на склоне. Кроме того, поблизости есть три «ресторана» (два из которых размером с грузовой контейнер), скучковавшиеся возле заправки — этот вариант подойдет вам, если вы не против альтернативы из конины.

Наши вечера в баре у тракторной остановки ежесекундно напоминали нам о том, насколько захолустен Суусамыр, но для этого мы здесь и были. Особенно сильно это чувство отдаленности от цивилизации чувствуется в горах. Склоны, на которые забирается ратрак Азрета, довольно просты и безопасны по меркам бэккантри.

Так что на предпоследний день наша маленькая, опытная группа в поисках более сложного рельефа решила забраться чуть выше, чем позволяет ратрак. Склоны, по которым мы ездили, настолько удалены и безлюдны, что их не то, что не обкатывали на этой неделе — на них вообще никогда раньше не катались.

На более популярных горных базах лишь самым лучшим из лыжников предоставляется возможность открыть неизведанные дорожки. Здесь же их может покорить любой. Впрочем, и они представляют из себя большую опасность. Когда на предпоследнем спуске я запустил лавину, передо мной пугающе встал тот факт, что мы так далеко от своего дома — или от ближайшей больницы.

Если этот инцидент и должен был стать для нас звоночком, предупреждающим о возможных опасностях, то мы его не послушали. В наш последний день мы вновь забрались в ратрак и катались до самого заката по западному хребту.

Пока вы действуете осторожно, снег в Суусамыре попросту слишком хорош, чтобы им не наслаждаться. Ну и что, что вечерние шоты на вкус как прокисший йогурт? По крайней мере хорошо, что это не женепи.