Танцевальная группа колясочников «Тумар» существует уже около семи лет, и выступает на различных танцевальных шоу. Одним из последних достижений тумаровцев стало прохождение в финал конкурса талантов в Словакии. Участники танцевального коллектива рассказали Kloop.kg о своей группе.
В середине октября группа танцоров-колясочников завоевала приз «Golden Buzzer» на конкурсе «Česko Slovensko má talent» («В Чехии и Словакии есть таланты»). Это позволило танцорам пройти в финал конкурса талантов. После возвращения в Кыргызстан члены группы сразу начали готовиться к выступлению в финале.
Трое из пяти танцоров группы имеют аномалию ног. Они являются выпускниками Детского реабилитационного центра «Умут» для людей с ограниченными возможностями. Несмотря на то, что они уже не являются учениками центра, ребята продолжают тренироваться в его стенах.
Участники группы встретили корреспондентов, сидя в кругу на полу маленького спортзала, выкрашенного в ярко зеленый цвет. Они обсуждали новые позиции в танце для выступления в финале конкурса. Завидев нас, танцовщики расселись в свои старые инвалидные коляски. В зале вообще было больше колясок, чем стульев.
Руководитель группы Эрмек Кадыров долго смотрел на своих учеников, и с грустью сказал, что даже если выступление понравится зрителям, «приз отдадут землякам».
«Мы уже сейчас понимаем, что нам сложно будет победить в этом конкурсе. Местные оценят нас, но приз, скорее всего, отдадут своему земляку — мы же приезжие. Но мы постараемся устроить незабываемое шоу», — говорит он.
Несмотря ни на что, ребята продолжали отрабатывать движения. У них не всегда получалось простоять на руке дольше нескольких секунд, но каждый раз после падения, ребята поднимались, и отрабатывали прыжки и поддержку только на руках.
«Нет, нет все нормально», — говорили они каждый раз, когда руки не выдерживали вес тела и неестественно сгибались. Они падали, но поднимались.
Трудно пройти конкурсный отбор
По словам Кадырова, каждый раз, когда он везет группу на какой-либо конкурс, они готовы получить отказ на участие.
Он говорит, что трудно проходить отборочный тур в конкурсах, потому что группа не подходит ни под категорию здоровых участников, ни под категорию участников танцев на колясках, и судьям сложно судить их.
«В прошлом году все же поехали на паралимпийский конкурс танцев на колясках, […] судьям было сложно судить, потому что наши ребята практически обходятся без колясок в танце», — сказал он.
Тренер и танцор Тимур Кылычбеков сказал, что навыки ребят выше, чем у танцоров на колясках.
«Мы привыкли готовить их к соперничеству с другими профессиональными здоровыми танцорами. […] Наши на колясках-то и не танцуют, для этого нужны специальные коляски, у нас в стране таких нет. Можно такие достать в Москве, но они очень дорогие и делаются на заказ, поэтому наши ребята в основном танцуют на руках», — говорит Кылычбеков.
Отсутствие господдержки
Кадыров показал в сторону стеллажа, где стояли позолоченные кубки, и добавил, что в Кыргызстане они регулярно завоевывают лучшие места, «но никто этого не замечает».
«Когда мы поехали в Украину, и выступили там, о нас тогда только и узнали, поехали в Турцию — Атамбаев подарил нам машину. Вот такая у нас страна, пока о тебе не заговорят за рубежом, никто тебя и знать не хочет», — говорит он.
Руководитель группы продолжал рассказывать, что помощи они никогда не ждали и стремились просто осуществить свои цели.
«Со стороны государства мы никогда не видели поддержки в продвижении нас на международные конкурсы. Даже больше скажу, наше министерство культуры набирало артистов, которые будут представлять Кыргызстан за рубежом, мы подали заявку, и нам отказали», — говорит он.
Пожав плечами, Кадыров добавил, что после трудностей, через которые прошла группа, они уже не расстраиваются по пустякам, и планируют даже на своей «маленькой, но уверенной» известности зарабатывать деньги.
«Мы больше не хотим просить деньги, мы пытаемся их заработать. Ведь все хорошие танцоры всегда берут деньги за выступления», — говорит он.
Танцы — новые возможности
Самая юная участница группы 19-летняя Айдина Самыйбек кызы рассказала, что любит танцевать с детства, но до 12 лет даже мечтать не могла о том, что станет когда-нибудь танцовщицей.
«Я училась в школе для особенных детей, из-за того, что у меня аномалия ног — они есть, но маленькие. Раньше мне было трудно общаться с кем-либо», — сказала она.
По ее словам, многие дети из центра реабилитации со схожими затруднениями начинают верить, что и они могут добиться успеха.
Танцор Таалайбек Эрдик уулу рассказал, что благодаря участию в различных танцевальных конкурсах побывал уже во многих странах.
«Танцы дали мне свободу, раньше ведь даже на улицу было сложно выйти. Когда я стал танцевать, было трудно, но упорные тренировки и помощь преподавателей помогли достичь того уровня, что теперь мы можем принимать участие в международных конкурсах, и увидеть разные страны. Мне нравится путешествовать», — сказал он.
Третий танцор группы Талгат Карабек уулу сказал, что он стеснялся даже выходить на улицу, а после того, как начал заниматься танцами стал более раскрепощенным.
«Мне нравится что мои родственники и друзья поддерживают то, что я танцую. Когда мы выступаем, людям нравится. Они хвалят нас и желают победы. Будет сложно, но я надеюсь, что нас оценят», — сказал он.
Танцевальная группа «Тумар» создана в 2009 году. Год назад танцоры «Тумара» впервые в истории Кыргызстана приняли участие в турнире по спортивным танцам на колясках IPC WEB Kazakhstan Open-2015. Турнир проходил с 16 по 19 апреля в Астане.
На турнире ребята в категории групповое совместное выступление заняли первое место в номинации Freestyle. Отдельных наград удостоились Карабек уулу Талгат — первое место в номинации Single freestyle среди мужчин, и второе место в этой же номинации среди женщин заняла Айдина Самыйбек кызы.
Кроме этого, группу приглашали поучаствовать и в американском шоу «America’s Got Talent» («В Америке есть таланты») в Лас-Вегасе. Но из-за нехватки финансирования они не смогли принять участие в конкурсе.
Видео: Эдиль Байызбеков, Тилек Бейшеналы уулу, Александра Ли.