В Кыргызстане могут запретить агитацию по частным телеканалам во время избирательных кампаний. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов предложила внести в выборное законодательство норму, обязывающую кандидатов проводить агитацию только на государственных телеканалах.
Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор статьи — Кубанычбек Жолдошев.
Инициатива объясняется намерением обеспечить для всех кандидатов равные условия. Но есть у таких изменений и противники, считающие, что они могут ограничить свободу выбора кандидатов и избирателей.
Равные возможности
Изменения в законодательство инициировали председатель ЦИКа Нуржан Шайлдабекова и его члены — Гульнара Джурабаева и Назарали Арипов. Инициатива нашла поддержку большинства членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов.
Назарали Арипов отмечает, что инициатива направлена на обеспечение равных условий для всех кандидатов:
— Выдвинуто такое предложение. Оно содержит требование, согласно которому агитация может проводиться только на государственных телеканалах.
Есть мировой опыт, по которому равные условия и возможности для кандидатов создают только государственные телерадиокомпании. Здесь обеспечивается принцип, согласно которому всем претендентам предоставляются равные возможности и ни одному не отдается преимущество.
Поэтому возник вопрос о разрешении проведения агитации только по государственным телеканалам, в рамках выделенного эфирного времени.
Ограничение выбора
Заявлено, что предложение исходит из иностранного опыта. Как отмечено, некоторые кандидаты, платя большие деньги, могут проводить агитацию на частных телеканалах целыми днями, а другие такой возможности не имеют. Но были высказаны и контрмнения. Противники инициативы считают, что это ограничит право выбора кандидатов и избирателей.
Заместитель председателя ЦИКа Атыр Абдрахматова отметила, что эта норма может стать препятствием для некоторых неудобных для властей кандидатов:
— В 2011 году кандидат Адахан Мадумаров, воспользовавшись бесплатно выделенным государством эфирным временем, должен был выступать по ОТРК в восемь часов вечера. Но время его эфира сначала отодвинули на 9 часов вечера, а потом — на 23.00.
Кто его посмотрел бы после 11 ночи? Руководство ОТРК объяснило это тем, что им пришлось поменять его время на выпуск срочных материалов. В результате эфирное время кандидата было нарушено, его интересы не были приняты во внимание.
Такое отношение может быть проявлено в отношении неудобных кандидатов и в дальнейшем. К тому же избиратели высказывают больше критики в отношении государственных телеканалов.
Может быть нарушено и право выбора избирателей. Потому что некоторые не смотрят государственные телеканалы. Это все должно быть принято во внимание.
В то же время против инициативы выступили представители частных телеканалов Кыргызстана. Генеральный продюсер телеканала «Ошпирим» Алымбек Апызаков отмечает, что если норма будет введена в выборное законодательство, на медиарынке будет нарушен баланс:
— Частные телеканалы по требованию правительства заменили оборудование для перехода на цифровое вещание, понесли большие расходы. Кроме того, больших расходов требует норма о том, что не менее 50% контента должно быть собственного производства.
Откуда поступят деньги на эти нужды? От рекламы. Из-за того, что у нас нет рекламного рынка, телеканалы немного зарабатывают во время выборов.
Не поддается логике инициатива о лишении нас права размещать агитационные материалы в условиях, когда государственные телеканалы занимают с нами равное место на медиарынке, перед нами ставятся одинаковые требования.
Почему государственным телеканалам должно отдаваться преимущество? Если на то пошло, пусть тогда вообще отменят частные телеканалы…
Агитация стала коммерцией…
Несмотря на это, сторона предложившая запретить проводить агитацию в эфире частных телеканалов, мотивирует это тем, что в избирательных процессах и во время кампаний стали превалировать коммерческие интересы. Как отмечается, большое количество оплаченных материалов, восхваляющих кандидата или партию, негативно отражается на выборе избирателей.
Член ЦИКа Гульнара Джурабаева добавила, что необходимо проводить агитацию бесплатно за счет государственных телеканалов:
— Избиратели жалуются нам, что все телеканалы во время выборов размещают агитационные материалы и доставляют им неудобства. Также государственные телеканалы из-за того, что финансируются за счет государства, должны бесплатно предоставлять эфирное время для агитации и дебатов.
Все это должно быть бесплатно. Сейчас агитация во время выборов превращается в очень дорогое мероприятие. Для создания равных возможностей для всех мы должны на это пойти.
Стал известно, что члены ЦИКа большинством голосов одобрили инициативу, оно будет направлено в Жогорку Кенеш.
Если парламент одобрит предложение, то изменение в выборное законодательство, касающееся порядка агитации, может быть принято отдельным законопроектом.
По теме: