Ошские имамы заявили, что брак кыргызстанок с иностранцами «противоречит религии», а сами девушки могут подвергаться насилию зарубежом. Вышедшие за иностранцев девушки рассказывают о том, как нашли свою любовь.
Имамы Оша организовали 12 апреля в ОшГУ мероприятие, посвященное «профилактике брака с иностранцами». Они призвали девушек «задуматься» перед браком с иностранцем, потому что это «противоречит религии». По мнению имамов, кыргызстанки могут подвергаться насилию в таких семьях.
Kloop.kg опросил кыргызстанок, вышедших за иностранцев, об их семейной жизни и отношениях со своими мужьями.
Асель Минагава
Познакомились мы в Лондоне, будучи студентами. Мне было 20 лет, а Теру — 24 года. Сам он химик по профессии, а я училась на международных отношениях. Дружили мы примерно два года, уже осенью 2015 поженились у меня на родине.
Теру — мудрый и сдержанный человек. Мы — самая обычная семья. Как у всех в начале брака были притирки в быту. Как и в кыргызской семье муж мой работает, у меня декретный отпуск.
Для нашей семьи очень важно уважать друг друга, и не просто на словах, при людях, но и на деле и наедине. Я никогда не слышала, чтобы он повышал голос на меня или на других, знакомы мы уже четвертый год. Никогда не слышала с его уст нецензурную брань.
Муж поддерживает меня во всем. Будь это в бизнесе или в хобби. Считает, что люди должны помогать друг другу развиваться, а не тянуть назад. Он — глава семьи и наш защитник, тут и вопросов не должно быть, а я всегда рядом с ним. Теру помогает с воспитанием ребенка и по дому тоже.
Если у меня не получается убраться или кушать приготовить, то он без отказа может с лёгкостью помочь. Говорит, что помочь своей жене помыть посуду или приготовить покушать — в этом нет ничего зазорного, потому что это его дом тоже, а мы — семья! Ничего сверхъестественного в наших отношениях нет. Мы любим друг друга и прошли вместе через разные ситуации, и пройдём вместе еще больше.
Осуждать не хотелось бы, у каждого человека своё видение этого мира и смотрят через свою призму. Для кого-то выходить замуж за гражданина другой страны — это грех, и [имамы считают,] таких наказывать надо, но для кого-то — это судьба. Нельзя забывать, что страна все ещё светская, и государство опирается на Конституцию, где все четко прописано, что каждый человек имеет право на выбор, и это естественное право никто не сумеет это отобрать у вас!
Ну и наконец, хотелось процитировать слова Теру: «Каждому человеку необходимо жить своей жизнью, нам категорически нельзя ненавидеть других, просто люби и живи ради своей семьи!»
Чолпон МакКлеллан
Познакомила нас моя подруга, американка, которая тоже работала в посольстве США, где работал мой муж. Это было вечером в одном из городских кафе Бишкека, куда моя подруга уговорила меня пойти поужинать.
В день нашего знакомства мой будущий супруг сказал, что он на мне женится. Но я не придала значения его словам и на тот момент я даже подумать не могла, что мы будем вместе. Сейчас, вспоминая то время, понимаем, что нам было суждено встретиться.
В нашем браке не было трудностей, так как я с детства являюсь христианкой и хотела выйти замуж только за христианина. Моя семья совсем не была против, когда узнала, что я встречаюсь с афроамериканцем, и по сей день моя мама относится к нему, как к своему сыну. Благодаря всему этому у нас не было и нет проблем, которые могут быть в международных браках. Если есть проблемы или разногласия, то они точно такие же, как и у всех семейных пар.
Но почему все же наши девушки все больше вступают в брак с иностранцами? Думаю ответ очевиден. К сожалению, большинство наших мужчин не имеют уважения к женщинам. А большинство иностранцев относятся к женщинам с уважением. Ведь основа любого союза — уважение. А наши мужчины не умеют, потому что их не научили, им не показали.
Я считаю, что союз, основанный на любви, может быть между людьми разной национальности. Потому что основа всего есть любовь. Не принадлежность к той или иной расе или национальности, а любовь.
Мы были созданы с любовью и для любви. Поэтому очень глупо делить людей и считать, что если ты родился кыргызом, то должен и вступить в брак с кыргызом только потому, что ты кыргыз. Можно отметить множество плюсов в создании межнациональных браков.
Благодаря соединению двух культур обогащается кругозор и традиционная кухня. Дети в интернациональных браках, как правило, рождаются очень здоровыми, крепкими, сильными и одаренными. Они владеют, как минимум, двумя языками, что способствует имению способностей к иностранным языкам.
Ума Иргебаева
Мой муж Ви родился в Югославии, когда началась религиозная война на Балканах, он и его старшая сестра получили временное политическое убежище в Германии, где они прожили 7 лет. После 7 лет ожидания им дали постоянное место жительства в Америке.
Мы встретились на работе и были друзьями. Я ушла с работы, пока писала свой тезис для окончания магистратуры. Мы общались изредка по телефону. Но однажды мы договорились встретиться поужинать, и с тех пор мы начали встречаться. А после месяца, он мне предложил замужество.
У нас в странах СНГ 70 лет долбили, что кроме Ленина и коммунистической партии больше ничего нет, а теперь надо ещё столько же, чтобы принять и понять веру такой, какою ее трактует Коран, а не лже-имамы и приспособленцы, которые в силу своих страхов и ущербности боятся, что женщины должны быть под их игом.
Женщины более дипломатичны, гибкие и мудрые, имамы — узколобые и ленивые, боятся, что кыргызки найдут себе более продвинутых мужей из других культур и стран.
Я считаю что в любых отношениях, уважение предполагается с обеих сторон, а не только так, что келинка должна прогибаться и приспосабливаться к новой семье.
По домашнему быту Ви занимается бассейном и «уличными» делами, а я в доме. По выходным я готовлю блины, оладьи или гренки, в течение недели он готовит ужин, так как он освобождается раньше меня. Он очень хорошо готовит. Он никогда не разделяет домашние дела на только женские или только мужские, он практически может все делать по дому.
Мы сами и дети открыты к другим культурам и относимся к другим с пониманием и уважением. Нет традиций, которых надо придерживаться, можно создать свои. Я пока не видела минусов от нашего брака. Мне очень повезло с моим мужем, он очень много испытал в жизни и адаптировался и не сломился и не обозлился на судьбу. Ну может одно, у нас разные родные языки, и в общении с детьми мы решили, что проще общаться с ними на английском.
Сымбат Баетова
Мы познакомились во время ужина в ресторане отеля, в котором нас разместила наша авиакомпания. Порой кажется, что нас вместе свела судьба или просто удача, удача оказаться в одно время в одном месте.
Мы в то время ещё не начали летать, а только собирались. Компания очень долго готовила нам наши документы, вроде разрешения на проживание и работу в Турции. И поэтому, пока нам их делали нас разместили жить в отеле в Стамбуле.
С Кыргызстана было 10 девушек, с Казахстана было около 20 и с Пакистана 8, если не изменяет память. Мы все поехали работать стюардессами. Турецкие авиалинии также набрали пилотов из разных стран.
Семья мужа восприняла меня как свою родную дочь, и потому разногласий не было. Изначально муж думал, что я тоже христианка, потому как не знал ничего про Кыргызстан. На совместную жизнь религия никак не влияет, мы договорились, что у него своя религия, а у меня своя. Просто праздников больше. Мы Айт отмечаем и Рождество. Я готовлю плов, манты, борщ, лагман, боорсоки по праздникам.
Католики довольно консервативный народ, поэтому распределение обязанностей в семье у нас немного схоже с кыргызским я бы сказала. То есть муж — добытчик, а жена держатель семейного очага. Единственной ценностью для нас является семья и ее целостность.
Сейчас я являюсь домохозяйкой и поэтому кушать готовлю в основном я. Но если мне нужно на учебу или по делам или за ребенком присмотреть, то мужество от того, что супруг оказался на кухне не теряется. Конечно, он займется и готовкой, и уборкой, и стиркой, ну и подгузники менять будет.
Он меня поддержит, если я пойду работать, но так как сейчас у нас ребенок, то хочет, чтобы воспитанием я занималась лично, а не отдавала ребёнка няне из-за желания работать.
Девушкам следует беспокоиться о своем будущем в независимости от устоев, и если есть понимание того, что ты будешь счастлив с определенным человеком, то всегда нужно решать в согласии с сердцем и головой.
Лекции? Профилактика брака? Куда мы катимся? Печально, очень… Я не думаю, что мир идеален в этом отношении. Конечно же, у каждого народа есть свой менталитет, но бояться нечего, если у девушки есть стержень. Если оставлять самое лучшее из своей религии, в то же время уважать религию другого, то проблем не будет. Да и кругозор расширяется. Думаю, мои родители одобрили бы моё решение, но, к сожалению, их нет в живых уже много лет.
Беседовала Нуржамал Джанибекова