В Свердловском районном суде Бишкека 24 июня прошло второе заседание по делу журналиста-расследователя Болота Темирова. На него возбуждено четыре уголовных дела — по фактам незаконного получения паспорта и военного билета, незаконного пересечения границы и изготовления наркотиков.
В начале заседания судья Акылбек Адимов сообщил, что частично удовлетворяет ходатайство адвокатов Темирова. На предыдущем заседании они просили судью дать возможность ознакомиться с секретными материалами, которые есть в уголовном деле журналиста.
На заседании сторона защиты заявила, что возможно в этих секретных материалах содержатся показания трех сотрудников спецназа, которые задерживали Темирова в офисе Temirov Live.
По словам судьи, всего в секретных материалах содержится два документа: 11 страниц показаний и 5 страниц, содержащих информацию для служебного пользования. Судья сообщил, что адвокаты Темирова могут ознакомиться только с 5 страницами документа. По его словам, остальные 11 страниц засекретил следователь для обеспечения безопасности свидетелей.
После этого адвокаты Темирова заявили, что решение судьи незаконное и они сомневаются в его беспристрастности. Защита ходатайствовала об отводе судьи.
Гособвинительница сказала, что для отвода судьи нет оснований.
Судья, выслушав мнения сторон, отказал в отводе. Он отметил, что единственная его заинтересованность по этому делу это «вынесение обоснованного и законного решения».
Один из адвокатов Темирова Замир Жоошев пояснил, что решение судьи об отказе отвода они могут обжаловать только в вышестоящей инстанции после решения судьи Свердловского райсуда.
«Теперь мы вынуждены защищать [Болота Темирова] не зная, что содержится в этих показаниях», — отметил он.
Также на заседании допросили криминалиста, который является одним из свидетелей по этому делу. Он рассказал, что именно он проводил экспертизу якобы обнаруженных у Темирова и акына-импровизатора Болота Назарова наркотиков.
«Я спросил у [криминалиста], если [сверток] лежал у меня в заднем кармане (в милиции говорили, что нашли наркотики у Темирова в заднем кармане брюк — прим. ред.), то [его форма бы изменилась]. Он ответил, что если бы я сел и сразу встал, то форма [свертка] не поменялась, если долго сидел, то она бы обязательно поменялась. Но мы на фотографиях видели, что [сверток] не менял форму и выглядел как новый», — рассказал сам Болот Темиров.
Также на заседании гособвинительница ходатайствовала о продлении сроков судебного разбирательства по делу Темирова. Судья просьбу удовлетворил, продлив их еще на 2 месяца. Меру пресечения журналисту оставили прежней – подписка о невыезде.
Следующее заседание суда назначено на 28 июня.
Уголовные дела в отношении Темиров
Все четыре уголовных дела в отношении Болота Темирова были заведены после публикаций расследований командой Temirov Live об участии в тендерах родственников главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
Сам глава ГКНБ не раз отрицал выводы расследователей. 14 июня в интервью изданию «Новые лица» он заявил, что информация о коррупции в расследованиях Темирова «высосана из пальца» и никто из членов его семьи никогда не был замешан в «коррупционных схемах».
Сам журналист назвал уголовные дела против него «гонениями» в ответ на то, что его команда проливает свет «на делишки» властей в лице семьи главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. Адвокаты Темирова назвали уголовные дела, которые начали против расследователя, «полным абсурдом».
Ранее Международное партнерство за права человека (IPHR), Норвежский Хельсинкский комитет (NHC), Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR) и Гражданские правозащитники (CRD) призвали власти Кыргызстана снять обвинения с Темирова.
Они считают, что уголовные дела в отношении журналиста «политически мотивированные» и являются «явной местью за расследования о коррупции в высших эшелонах власти».
Читать по теме: Использовал номер или украл? Что говорят власти о военном билете Болота Темирова
Слежка и шантаж. Как устроена кампания травли журналиста Болота Темирова