Более 96 тысяч женщин в Кыргызстане имеют инвалидность. Многие из них испытывают трудности при походе к врачу – не только из-за отсутствия полноценного доступа к медучреждениям, но и из-за грубого отношения некоторых медработников. При походе к гинекологу их положение становится еще уязвимее.
Имена героинь материала изменены
Аборт как ответ на все вопросы
У Айгерим первая группа инвалидности. Когда ей было девять месяцев, она заболела полиомиелитом*. Сейчас она передвигается на коляске.
*Полиомиелит – это опасное для жизни заболевание, вызываемое полиовирусом. Он передается от человека к человеку и может инфицировать спинной мозг, вызывая паралич.
В 2019 году, когда ей был 41 год, Айгерим впервые в жизни забеременела. Тогда они с мужем только переехали в Бишкек. Женщина собиралась встать на учет у гинеколога, но ее не приняли.
«Врачи говорили: ”Как мы тебя поставим на учет?”, “Как ты будешь рожать?”, “Тебе нужно сделать аборт!”, “Какой ребенок родится, когда у тебя такой диагноз?” Ты сразу начинаешь впадать в депрессию, когда к тебе так относятся, тем более во время первой беременности. Не знаешь, радоваться или плакать», – вспоминает она.
Айгерим все же удалось встать на учет в клиническом роддоме №2. Однако на шестой неделе беременности из-за гриппа у нее произошел выкидыш.
Через полтора года Айгерим забеременела вновь. Тогда ее семья жила уже в другом районе Бишкека – в новой поликлинике ее опять не хотели ставить на учет у гинеколога. Добиться этого помог только врач из того же роддома – он посоветовал коллегам поставить женщину на учет.
Но Айгерим пришлось прервать свою вторую беременность из-за того, что плод перестал расти.
«Через несколько месяцев я снова забеременела и впала в состояние депрессии. Переживала о том, кто возьмет меня на учет, и уехала в родное село», – рассказывает она.
Во время УЗИ местные врачи сказали Айгерим, что у нее вторая неделя беременности, но плод замерший. Медики опять настаивали на аборте.
«Я обратно уехала в Бишкек, чтобы там сделать аборт. УЗИ показало, что у меня уже шестая неделя беременности. Решила, что не буду делать аборт, хотя врачи вновь настаивали на этом. Я не знала, что делать, и обратилась к Гульмире Казакуновой, которая помогла мне встать на учет», – вспоминает Айгерим.
Сейчас ее дочери 10 месяцев.
Гульмира Казакунова – председательница Союза людей с инвалидностью «Равенство». Она рассказывает, что случай Айгерим типичный – восьми из десяти женщинам с инвалидностью отказывают в первичной консультации и поставке на учет во время беременности.
По словам Казакуновой, в обществе Кыргызстана существует стереотип о том, что женщинам с инвалидностью не присуще «всё женское». По мнению многих людей, такие женщины будто бы вовсе не могут иметь гинекологических заболеваний, а беременность для них – фантастика, говорит она.
«Если [женщина с инвалидностью] забеременела, то [гинекологи] сразу же отговаривают, хотят отправить на аборт, не ставят на учет, запугивают – происходит психологическое давление. И женщины находятся в стрессе. Некоторые впадают в депрессию, другие, поддавшись давлению, идут на аборт», – объясняет Казакунова.
«Ни рожать, ни жить половой жизнью»
Когда ей еще не было и трех лет, Алтынай попала в ДТП. Из-за нарушения опорно-двигательного аппарата ей теперь приходится передвигаться на коляске.
Сейчас Алтынай 41 год, и осмотр у гинеколога ей приходится проходить в частной клинике – в государственных больницах нет пандусов.
«В государственных больницах везде ступеньки. Меня некому по ним поднимать. В госбольницах на тебя смотрят свысока. Они не обслуживают тебя нормально. У них предвзятое отношение к людям с инвалидностью, особенно к женщинам. Считают, что нам вообще не надо ни рожать, ни жить половой жизнью», – жалуется она.
В 2010 году женщина забеременела и встала на учет в частную клинику. На восьмом месяце ей нужно было лечь на сохранение, однако там такой услуги не было.
Алтынай направили в шестой роддом Бишкека, но там врачи отказались госпитализировать ее.
«Ну, в принципе, у них и не было условий для моей госпитализации. У них недоступные туалеты и палаты, не было нормальных душевых. Мне как пользователю инвалидной коляски было бы сложно там лежать. Они сослались на то, что я могу и дома полечиться, и у меня всё “не так уж и страшно”. Ну, я полежала дома. Слава богу, все нормализовалось», – вспоминает она.
Искать акушера-гинеколога, который примет у нее роды, ей пришлось через знакомых.
«У нас, к сожалению, в стране даже частные клиники не берутся принимать роды [у женщин с инвалидностью]. Они боятся. В то время только в роддоме №4 было отделение реанимации для новорожденных, поэтому меня туда и направили», – вспоминает Алтынай.
Гульмира Казакунова говорит, что есть и еще одна причина, по которой женщины с инвалидностью не могут полноценно получить услуги гинеколога – это кресла, на которые трудно забраться. Она объясняет, что кабинет гинеколога должен быть оборудован гидравлическим креслом, которое можно спускать вниз для удобного использования.
Медицинские учреждения Кыргызстана в целом не адаптированы для людей с инвалидностью, говорит глава «Равенства».
Директор ОО «Кыргызский альянс акушеров» Асель Орозалиева подтверждает ее слова – в гинекологических кабинетах действительно нет специально оборудованных кресел, которые могли бы сделать визит к врачу более комфортным для тех, кому трудно передвигаться.
«Дружелюбная обстановка»
35-летняя Беназир тоже оказалась в коляске из-за аварии.
В 2020 году ей пришлось обратиться к гинекологу в Бишкеке – четырьмя месяцами ранее она сделала аборт.
На приеме у врача Беназир столкнулась с грубостью и пренебрежением. «Гинеколог даже не посадила меня в гинекологическое кресло. Она просто положила меня на кушетку, на ней меня поверхностно осмотрела и сказала, что все хорошо. Хотя я говорила врачу, что испытываю боли», – вспоминает женщина.
Она рассказывает, что ей пришлось вернуться в эту клинику для повторной консультации. На этот раз ей попался другой врач – но его отношение к проблемам Беназир было таким же равнодушным.
Асель Орозалиева из «Альянса акушеров» не считает, что женщины с инвалидностью подвергаются какому-то систематическому давлению или дискриминации со стороны гинекологов. По ее словам, медики стараются создать дружелюбную обстановку при приеме людей с инвалидностью.
А с 2020 года, говорит она, для врачей проводят обучающие тренинги, чтобы изменить их отношение к инвалидности.
Но, по словам Гульмиры Казакуновой, женщины с инвалидностью все еще часто сталкиваются с грубым и пренебрежительно-снисходительным отношением со стороны врачей. Это приводит к тому, что многие из них годами не проходят осмотр у гинеколога.
Если у вас инвалидность, и вы столкнулись с насилием или испытываете жизненные трудности, вам могут помочь в Союзе людей с инвалидностью «Равенство» – там оказывают образовательную, социальную и трудовую помощь.
Номера телефона: 0-771-627-525, 0-700-627-525
Электронная почта: ravenstvokg@gmail.com, ravenstvo-ik@mail.ru
Также вы можете обратиться в кризисные центры – здесь есть карта, на которой вы найдете ближайший к вам.