Так Баткен или Кемпир-Абад? За что на самом деле власти блокируют «Азаттык»

Офис «Азаттык». Фото: Гульжан Турдубаева / RFE/RL.

26 октября Минкультуры Кыргызстана решило на два месяца заблокировать сайт издания «Азаттык» — региональной службы «Радио Свобода». Причиной названы «недостоверные сведения» о конфликте на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября, «противоречащие национальным интересам Кыргызской Республики».

Блокировке сайта предшествовал митинг у офиса «Азаттыка», на котором люди в масках обвиняли издание в «неправильном» освещении конфликта. И похожие обвинения прозвучали из уст президента Садыра Жапарова на закрытой встрече с общественностью по Кемпир-Абаду.

«Клооп» собрал события вокруг «Азаттыка» за последний месяц и попытался понять, что это за «сведения» и почему власть называет их недостоверными?

«Требуем закрыть!»

Митинг у офиса «Азаттыка» прошел в Бишкеке 13 октября. Около 30 человек, большая часть из которых скрывала свои лица, требовали закрыть три независимых медиа: «Клооп», «Азаттык» и Kaktus.Media.

На митинге они называли «Азаттык» «подстрекателями» и «западными пропагандистами». Также были заявления о том, что издание «освещает только негатив», «неправильно» предоставляет информацию или дают ее «однобоко». В том числе они говорили, что «Азаттык» не так освещал конфликт на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября.

Митинг у офиса «Азаттык». Фото: Гульжан Турдубаева / RFE/RL.

За день до митинга депутат парламента Дастан Бекешев заявил, что его коллега Надира Нарматова собирает подписи за закрытие «Клоопа», «Азаттыка» и Kaktus.Media и готовит обращение к президенту.

Власти почти сразу же открестились от этих акций. Нарматова отрицала, что собирает подписи, а замглавы Кабмина Эдиль Байсалов заявил, что власти не имеют к митингам никакого отношения и не являются их инициаторами.

Позже распространилось открытое письмо с требованием к президенту закрыть эти СМИ. Письмо якобы подписали около 70 человек, в том числе известные деятели Кыргызстана.

Однако издания Bulak.kg и «Политклиника» выяснили, что как минимум семь человек, которые указаны в письме о закрытии трех независимых СМИ, на самом деле его не подписывали.

При этом один из 70 человек, подписавших письмо, сообщил, что инициатором этого обращения был Нургазы Анаркулов — бывший завотделом информационной политики аппарата президента. Он занял этот пост после октябрьских волнений 2020 года, в результате которых к власти пришел Садыр Жапаров.

В январе 2021 года Анаркулова задержали сотрудники ГКНБ по подозрению в вымогательстве в особо крупном размере. Тогда его отпустили под домашний арест на время следствия. Чем закончилось дело в отношении Анаркулова, спецслужбы не сообщали. По данным Bulak.kg, сейчас он является редактором газеты «Майдан».

Упрек от президента

20 октября в Доме правительства в Бишкеке прошла встреча руководителей государства с общественностью по вопросу передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану. На эту встречу власти пригласили активистов и жителей приграничных районов Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. Они задавали интересующие их вопросы президенту Садыру Жапарову и главе ГКНБ Камчыбек Ташиеву.

Обсуждение прошло в закрытом формате — журналистов на него пустили, но у всех присутствующих забрали телефоны и запретили им вести аудио- и видеозапись. Записывать можно было только на бумаге. Президент объяснил это тем, что на встрече будут обсуждать «секретную» информацию (сам он сидел на ней с планшетным компьютером и смартфоном).

Садыр Жапаров и президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флая, 14 сентября 2021 года. Фото: сайт президента.

На этой встрече Жапаров говорил не только о Кемпир-Абаде, но и о недавнем конфликте на кыргызско-таджикской границе. По его словам, «Азаттык» неправильно освещал эти события, якобы написав, что Кыргызстан напал на Таджикистан. «Как так? Там же в [«Азаттыке»] такие же кыргызские девушки и парни работают», — сказал Жапаров на встрече.

О какой именно публикации идет речь, президент не уточнил.

Блокировка сайта

Что это за публикация, выяснилось уже после блокировки «Азаттыка».

Минкультуры сообщило, что речь идет о видеоматериале телеканала «Настоящее время» (подведомственная структура «Радио Свобода»).

В ведомстве считают, что в сюжете под названием «Тяжёлые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана» содержатся «элементы языка вражды, неподтвержденная информация о якобы нападении кыргызской стороны на Таджикистан, нагнетающая обстановку в обществе информация и вызывающая ненависть, дискриминацию и раскол среди граждан при освещении событий в Баткенской области».

В самом «Азаттыке» сообщили, что уже изучили содержание материала, о котором говорит Минкульт и «не обнаружили никаких нарушений своих стандартов».

Президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай заявил, что «угрозы в адрес журналистов и попытки заставить замолчать независимые СМИ — это авторитарная тактика, которая только подрывает демократию в Кыргызстане».

«Азаттык» — кыргызская служба некоммерческой, независимой корпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода, официально зарегистрирована в Кыргызстане как учреждение «Азаттык Медиа».

О чем был видеосюжет

Сюжет «Настоящего времени» начинается со слов ведущего о том, что пограничники двух стран открыли огонь из тяжелого вооружения и что, как и во время предыдущих обострений, стороны обвинили в эскалации конфликта друг друга.

Скриншот с эфира «Настоящего времени».

После упоминания о раненых и об эвакуации мирных жителей с обеих сторон ведущий сообщает, что главы комитетов нацбезопасности Кыргызстана и Таджикистана договорились прекратить огонь (показывают, как Камчыбек Ташиев и Саймумин Ятимов жмут друг другу руки). Но обстрелы снова возобновились, констатирует ведущий.

Затем ведущий в прямом эфире связывается со своими коллегами — редактором Радио «Озоди» в Душанбе Хиромон Бакозодой и корреспондентом «Настоящего времени» Камиллой Валиевой, которая находится на площади Ала-Тоо в Бишкеке.

Каждая из журналисток озвучивает сообщения властей своей страны о конфликте. Бакозода рассказывает, что говорят о столкновениях официальные органы власти в Таджикистане, а Валиева — что говорят о них в Кыргызстане. Власти Таджикистана предсказуемо обвинили в начале обстрелов Кыргызстан, а власти Кыргызстана — Таджикистан.

Сюжет заканчивается заявлением главы ГКНБ Кыргызстана Камчыбека Ташиева, сделанным в Баткенской области на кыргызском языке. По его словам, в ходе совещаний с Таджикистаном дана команда остановить перестрелку. Ташиев призывает сограждан не беспокоиться. «До этого были столкновения, теперь, я думаю, в течение двух часов остановим конфликт», — так звучит русский закадровый перевод его слов.

«Это надуманный повод»

«Клооп» обратился к медиэксперткам Эльмире Токтогуловой и Гульнуре Торалиевой с просьбой проанализировать видеосюжет «Настоящего времени», который как заявили в Минкультуры, стал причиной блокировки сайта «Азаттыка».

По мнению Токтогуловой, в этом материале не было языка вражды, а сами журналисты давали позиции двух сторон конфликта.

Эльмира Токтогулова. Фото: Личная страница в Фейсбуке.

«В этом материале были представлены официальные позиции властей обеих стран — в равной доле, в равных пропорциях, ведущий был нейтрален. Журналист “Радио Озоди”, представляя другие источники информации, обозначала их — на видео представлен местный житель, указаны СМИ — “Рейтер” и “Азия Плюс”. Но ни в одном из приведенных источников не был использован “язык вражды”. То, что власти каждой страны представляют свою версию начала и хода конфликта, обвиняют другую сторону, дают свое определение событиям “война, вторжение, захват территорий” и прочее — это характерно для любого межгосударственного конфликта. И это право властей защищать интересы своей страны. Конфликтующие всегда считают себя правыми, а противника неправым, приводя свои доводы. Значит ли это, что СМИ при освещении конфликта должны давать интерпретацию событий только одной стороны, игнорируя вторую? Нет», — отметила она.

Гульнура Торалиева также подчеркивает, что материал соответствовал всем международным стандартам освещения конфликта.

«Никакого языка вражды или дезинформации в нем нет. Очень сбалансированный материал, основанный на официальных источниках, отличная попытка журналистов сохранить беспристрастность, проинформировать граждан стран Центральной Азии о самых важных событиях на границе. Материал содержит все ссылки на источники, ни одна из сторон конфликта не представлена в более выгодном положении, нет манипуляций с информацией», — сказала она.

Медиэкспертка добавила, что интервью с узбекским политологом Алишерем Ильхамовым также выдержано по стандартам.

Гульнура Торалиева. Фото: Личная страница в Фейсбуке. 

«Эксперт не принадлежит ни к одной стороне конфликта, более того находится за границами региона. Его комментарии также беспристрастны, но даже его субъективное мнение никак не нарушает этику СМИ или законодательства в сфере медиа», — отметила Торалиева.

По мнению обеих медиаэксперток, власти нашли «надуманный повод» и давят на свободу слова.

«Сейчас возникают вопросы — почему решили заблокировать сайт “Азаттыка” спустя более месяца после выхода в эфир той программы? Почему именно сайт “Азаттыка”, а не сайт “Настоящего времени” (у них разные сайты)? Почему блокировка совпала по времени с решениями по Кемпир-Абаду и активностью оппозиции и гражданских активистов, критикующих власти за непрозрачность решения? Пока что это выглядит как очень неумелый способ заглушить наиболее активные СМИ, в которых действия властей выглядят крайне неприглядно», — считает Эльмира Токтогулова.

Обе экспертки ожидают, что давление со стороны властей на независимые СМИ продолжится и не заставит себя ждать.

«По последним действиям властей — попытки будут достаточно брутальными. Свободу слова станет тяжелее отстаивать», — говорит Торалиева.