Материал обновлен 14 декабря в 11:00. 

Экс-судья Конституционного суда Клара Сооронкулова, активистка Перизат Суранова, правозащитница Рита Карасартова и экс-параментарии Орозайым Нарматова и Бектур Асанов объявили политическую голодовку в ответ на решение суда о продлении меры пресечении в СИЗО до 20 февраля. Они начнут голодовку с 14 декабря.

По словам Сооронкуловой, обвинение пытается приписать ей более тяжкую статью об организации массовых беспорядков с целью захвата власти.

«Сейчас в Кыргызстане массовые репрессии! Если репрессии были в 30-е годы, то сейчас они в 2022 году. То, что при Садыре Жапарове есть женщины-политзаключённые, останется в истории. […] Сейчас пишут, что мы хотели организовать массовые беспорядки с целью захвата власти. Правда пока статью не предъявляют, но обвинение становится более тяжким. Говорят: признайте вину», — сказала Сооронкулова.

По словам правозащитницы Динары Ошурахуновой, после оглашения решения суда матери Сурановой стало плохо. Она упала в обморок, когда Суранову уводили в конвойную комнату. Женщине вызвали скорую помощь.

Фото: АКИpress

В своем обращении Сооронкулова, Карасартова, Суранова и Нарматова заявили, что законная реализация права на свободу слова, свободу объединения, свободу мирных собраний интерпретируется следствием как уголовное преступление. 

«Мы заявляем, что руководство Кыргызстана, подавляя наши права и свободы, преследуя политическую оппозицию, системно уничтожает демократические основы кыргызского государства, в нашей республике утверждается не просто президентский авторитаризм, а его наихудшая уродливая форма — тирания, с явными признаками террористического режима. И сегодня для нас, политических узниц Кыргызстана, единственным способом борьбы не только за свои права и свободы, но и в целом за демократические ценности и верховенство права остаётся объявление голодовки», — сказано в обращении.

Они подчеркнули, что возложили всю ответственность за последствия голодовки лично на президента Садыра Жапарова, главу ГКНБ Камчыбека Ташиева, министра внутренних дел Улана Ниязбекова, генпрокурора Курманкула Зулушева и «беспрекословно исполняющих их волю следователей, прокуроров и судей».  

Бектур Асанов в суде заявил журналистам, что все обвинения против заключённых — безосновательны. 

«Женщины объявили голодовку. С завтрашнего дня мы, мужчины, тоже объявляем голодовку. […] Я прошу освободить женщин и пожилых людей. Это (Кемпир-Абадское дело) — ложь и абсурд. В Кыргызстане людям собраться в одной компании — уже преступление», — сказал он.

Асанов уже держал голодовку в 2018 году, когда его обвинили в подготовке к «насильственному захвату власти». Тогда он продержался более трёх недель. На одном заседаний Асанову стало плохо и ему вызвали скорую помощь.

Кого ещё оставили под стражей по делу Кемпир-Абада?

Решения оставить под стражей суд также принял еще по другим фигурантам Кемпир-Абадского дела, среди них экс-член ЦИКа Гульнара Джурабаева, экс-депутатка Асия Сасыкбаева, политики Жениш Молдокматов, Кубанычбек Кадыров и Равшан Джеенбеков, активист Эрлан Бекчоро и блогер Атай Бейшенбек.

12 декабря Первомайский райсуд оставил активистов Акыла Айтбаева, Илгиза Шаменова, Чынгыза Капарова, Айданбека Акматова, Али Шабдана, Айбека Бузурманкулова и Марата Баязова в СИЗО до 20 февраля.

Соглашение с Узбекистаном

Кыргызстан и Узбекистан подписали законы о ратификации договора об отдельных участках госграницы и соглашение по управлению Кемпир-Абадским водохранилищем.

Садыр Жапаров подписал договор 29 ноября, Шавкат Мирзиёев — 30 ноября.

Обсуждение подписанных президентами обеих стран документов сопровождалось в Кыргызстане крупными скандалами.

Президент Садыр Жапаров и глава ГКНБ Камчыбек Ташиев настаивали на том, что передача Кемпир-Абадского водохранилища выгодна для страны.Однако местные жители, а также ряд активистов и политиков выступали против.

Некоторые местные жители опасаются, что после перехода Кемпир-Абада Узбекистану кыргызстанцам закроют доступ к водохранилищу, и граждане не смогут пользоваться плодородной землей для выращивания знаменитого узгенского риса.

В целом обсуждаемые документы вызвали несколько митингов и

курултаев, как в Ошской области, где расположено водохранилище, так и в двух крупнейших городах страны — в Бишкеке и Оше.

Жапаров, комментируя массовые аресты политиков и активистов, заявил, что задержанных «не волнует» вопрос Кемпир-Абада. Тему с водохранилищем, как считает президент, они используют в качестве повода попасть во власть.