В Казахстане началось общественное обсуждение законопроекта «О масс-медиа». Его разработчиком выступило Министерство информации Казахстана.

Документ вводит новое понятие — масс-медиа. К ним относятся не только традиционные СМИ, но и другие официально зарегистрированные интернет-ресурсы, а также блогеры и открытые группы в соцсетях. Это повторение аналогичных российских норм, похожие нормы готовятся принять и в Кыргызстане.

Еще одно новшество — физические и юридические лица могут требовать удаления недостоверной информации, размещенной в СМИ без решения суда. При этом в законопроекте не проговаривается, какой орган будет определять достоверность информации. Такая норма уже действует в Кыргызстане, где с помощью скандального «закона о фейках» уже были блокированы сайты двух СМИ — «Азаттык» и Res Publica.

Рабочую группу, которая занималась законопроектом, казахские власти собрали еще в мае 2022 года, и 6 января 2023 года документ вынесли на общественное обсуждение.

«Значимость масс-медиа в формировании информационной безопасности и распространении достоверных сведений» обусловлена геополитической ситуацией в мире, говорится в обосновании законопроекта. По мнению авторов, информации в сети стало так много, что «трудно провести различие между проверенной информацией и фейками, в распространении которых значительную роль играют субъекты т.н. “новых медиа”», — говорится в концепции проекта закона.

По этой причине власти Казахстана считают, что сейчас есть «явная необходимость укрепления информационного суверенитета».

«Все, кому не лень, будут просить удалить материал»

Эксперты, опрошенные Cabar.asia, считают документ сырым, видят в нем недопустимые пункты и отмечают, что законопроект касается всех, кто выкладывает какой-либо контент в интернете.

Директриса общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова обращает внимание на новое для законодательства Казахстана понятие масс-медиа. Это не только традиционные СМИ, но и другие официально зарегистрированные интернет-ресурсы, а также любые открытые источники информации в сети – блогеры, паблики.

Окремова называет это «чрезмерной попыткой повлиять на все» и напоминает, что блогеры, паблики и различные каналы в соцсетях и так регулируются административным и уголовным кодексами Казахстана. При этом нормы, приравнивающей блогеров к журналистам, в документе нет.

Пункт, по которому физические и юридические лица могут требовать удаления недостоверной информации или сведений, размещенных СМИ, без решения суда, казахстанские эксперты считают крайне опасным.

«Это очень плохая норма, – говорит юристка Гульмира Биржанова, которая, как и Окремова, состоит в рабочей группе по разработке законопроекта. – Все, кому не лень, будут просить удалить материал. Сейчас я не скажу, что не требуют удалять, но мы хотя бы говорим СМИ, что это на ваше усмотрение. То есть нет такой обязанности удалить материал. Но если в законе такая формулировка появится, то наши СМИ просто завалят требованиями об удалении».

Схожие нормы предлагают принять и Кыргызстане — они прописаны в проекте закона о СМИ. Его разработала Администрация президента, и это уже второй вариант документа, который, по словам главы юридической клиники «Адилет» Чолпон Джакуповой, стал еще жестче.

Законопроект предлагает приравнять блогеров, у которых более пяти тысяч подписчиков, к СМИ и обязать их отвечать перед законом, как СМИ. Для этого в документе прописали новое понятие «интернет-издания». Сюда же попадают форумы и страницы в соцсетях с аудиторией более пяти тысяч уникальных пользователей в месяц.