Штрафы за «вредную» для детей информацию в интернете – что не так с законопроектом Исаевой?

Иллюстрация: Алина Печенкина для «Клоопа»

Депутатка парламента Джамиля Исаева предлагает штрафовать пользователей и журналистов за публикацию «вредной» для детей информации в интернете. В случае принятия ее законопроекта, такой информацией могут стать публикации, например, способные «вызвать неуважение к родителям» и «побуждающие к употреблению пива».

Проведя анализ законопроекта, юристы Института Медиа Полиси (ИМП) посоветовали отозвать его из-за противоречий с национальным законодательством. Они считают, что представленная Исаевой версия документа может подорвать свободу слова в Кыргызстане.

Законопроект об изменениях в уже существующем законе «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызстане» для общественного обсуждения опубликовали на сайте Жогорку Кенеша 17 марта. Инициатором документа выступила депутатка Джамиля Исаева из фракции «Ата-Журт Кыргызстан».

Эти поправки касаются еще и закона «О средствах массовой информации», который сейчас находится на стадии изменений, а его последняя версия еще не утверждена. В закон о СМИ предлагается добавить новый запрет – на распространение «вредной» для детей информации. Также предложения Исаевой могут затронуть Кодекс о правонарушениях, куда, в случае принятия законопроекта, добавят новые штрафы.

Главное изменение в действующий закон – две новые статьи. Это «виды информации, причиняющие вред здоровью и развитию детей» и «дополнительные требования к распространению и обороту запрещенной для детей информации в интернете». Также законопроект предлагает частичные изменения уже существующих пунктов.

В справке-обосновании Исаева сообщает, что цель изменений – это защита детей от «влияния мира взрослых, к которому они пока не подготовлены в силу уровня своего развития, а также создание благоприятной среды для их постепенного созревания и взросления».

Однако, проведя анализ законопроекта, ИМП пришёл к выводу, что он противоречит Конституции Кыргызстана и нормам международного права.

«В части, касающейся регулирования интернета, законопроект представляет собой чрезвычайно запутанный и непоследовательный законодательный акт, который подорвет свободу слова и информации, при этом в конечном итоге окажется неэффективным в достижении заявленной цели – сделать интернет более безопасным местом для детей», – говорится в анализе экспертов.

Опять списали у России?

В справке-обосновании Исаева ссылается на успешный международный опыт в защите детей от «вредной» информации таких стран как Великобритания, Германия, США, Канада, Китай, Иран, Грузия, Украина, Россия и Казахстан. Однако в сопроводительных документах к законопроекту нет анализа законодательства этих стран.

При проверке на плагиат «Клооп» нашел некоторые совпадения текста законопроекта Исаевой с российским законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В частности, совпадает и перечень «вредной» для детей информации.

В своем анализе эксперты ИМП тоже заметили копирование этого пункта с российского законодательства. При этом под Кыргызстан он не адаптирован, из-за чего в законопроекте есть нестыковки с национальным и международным правом – как это было при публикации первого варианта нового законопроекта о СМИ.

«Инициатор проекта […] пошла по пути сложившейся негативной практики, когда при копировании российских статей происходит игнорирование важных норм, которые помогают упорядочить структуру реализации закона и понимание области его действия», – считают эксперты.

Почти все ограничения и запреты, указанные в поправках Исаевой, заимствованы из российского закона. Но, как заметили в ИМП, важные детали из первоисточника не попали в кыргызский законопроект. Например, сферы действия, на которые закон не распространяется. Эти исключения в российском законе включают научную, статистическую и культурную информацию, а также литературу, которая изучается в образовательных программах, и священные тексты. Реклама также не попадает под действие закона.

Но даже в России похожий закон почти каждый год корректируют, устраняя ранее допущенные неточности. Например, только в конце прошлого года отменили возрастную маркировку на распространение Библии и Корана. До этого на эти издания ставили маркировку «16+» – как, например, и на «Ромео и Джульетту».

«Вредная» для детей информация

В своем предложении Исаева дает два списка видов «вредной» информации. Один со статусом запрещенной, другой – ограниченной для распространения. Но оба списка зачастую имеют размытые формулировки.

Среди них например, информация:

  • побуждающая детей к употреблению пива (непонятно, зачем в документе выделено пиво – ведь в нем уже и так упомянута алкогольная продукция);
  • «отрицающая семейные ценности» (в документе не указано, что именно они из себя представляют – значит, его можно будет трактовать как угодно);
  • «формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи» (в документе нет определения, какая именно информация может формировать такое неуважение);
  • «пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения» (снова не указано, какие именно отношения являются «нетрадиционными»).

Специалисты ИМП считают, что эти перечни – очередная угрожающая свободе слова статья.

«Виды информации, включенные в списки “запрещенных” к распространению и “ограниченных”, имеют определения слишком широкого толкования», – говорится в анализе экспертов.

Со списком «ограниченной для распространения информации» есть еще одна проблема – в законопроекте не указано, в каких конкретных обстоятельствах доступ к ней должен быть ограничен. В ИМП говорят, что это тоже противоречит международным стандартам гражданских и политических прав.

Во второй статье, которую предлагает ввести Исаева, описаны требования для распространителей информации и операторам связи в интернете. Они должны иметь техническую возможность оградить детей от «вредной» информации. Но у операторов связи нет возможности отслеживать контент в социальных сетях, и тем более воздействовать на него.

В законопроекте Исаевой, говорится, что для предлагаемых ею изменений не потребуется никаких затрат. Однако, для требуемого ею технического ограничения детей от «вредной» информации нужно дополнительное оборудование. Но в законопроекте ничего об этом не сказано. Кто будет покрывать эти дополнительные расходы – тоже.

«Инициатор проекта не провел консультации с техническими специалистами, не уточнил потребность необходимого оборудования и технических программ, не просчитал будущие затраты», – считают в ИМП.

Исаева считает, что за распространение «вредной» для детей информации нужно наказывать – для «удовлетворения справедливых требований морали».

Поэтому депутатка предложила добавить в Кодекс о правонарушениях штрафы за нарушение предлагаемого ею закона: 2 тыс. сомов для физических и 10 тыс. – для юридических лиц. В случае, если «вредная» для детей информация опубликована в СМИ или интернете, штраф вырастает до 5 тыс. и 25 тыс. соответственно.

Еще один инструмент цензуры

Институт Медиа Полиси призывает отозвать законопроект, так как в нем не учтены нормы Конституции Кыргызстана и международные обязательства в отношении прав человека.

Учитывая, что перечень «вредной» информации взяли из российского законодательства, Кыргызстан может столкнуться с непредсказуемыми трактовками этого закона. ИМП приводят в пример, как действие подобного закона в 2012 году привело в России к цензурированию даже детского мультфильма «Ну погоди!» Его признали «вредным» для детей из-за сцен, где один из главных героев, волк, курит и употребляет алкоголь.

Документ устанавливает жесткие требования, но в нем нет исчерпывающего перечня исключений. В случае его принятия, многие виды информации будут недоступны не только детям, но и взрослым, считают в ИМП.

Например, СМИ и блогеры не могут предугадать и контролировать действия участников прямых эфиров – значит, такую информацию невозможно заранее отнести к определенной возрастной категории.

В законодательстве Кыргызстана уже есть законы, отвечающие за стандарты распространяемой информации – в том же законе о СМИ. А согласно кыргызской Конституции (ст. 27) и Конвенции о правах ребенка (ст. 18) ответственность за информацию, которую потребляют дети, лежит на родителях и опекунах, так как именно они отвечают за развитие и воспитание ребенка.

Основной целью этих поправок в закон о «вредной» информации депутатка Исаева назвала защиту детей от опасного для них контента в интернете. Согласно исследованию «Дети и медиапотребление в Кыргызстане» большинство несовершеннолетних имеют доступ к социальным сетям уже с раннего возраста.

«Поскольку интернет безграничный, то попытка регулировать только местных интернет-блогеров не спасает “ситуацию”, – говорится в анализе ИМП, – а на самостоятельный допуск детей к Всемирной паутине данный законопроект никак не повлияет».