Очень странное убийство. Как смерть Кольбаева обнажила конфликт Жапарова с Ташиевым

Камчы Кольбаев

16 октября, спустя почти две недели после расстрела влиятельного авторитета Камчы Кольбаева агентами нацбезопасности, президент Кыргызстана нашел в себе силы прокомментировать загадочную ликвидацию земляка, в компании которого его видели. Садыр Жапаров заявил, что узнал об этом «из интернета». Если это правда, то глава ГКНБ Камчыбек Ташиев не согласовал с президентом важнейшую операцию спецслужб, прямо затронувшую интересы главы государства. В этом случае мы видим начало открытого конфликта в правящем тандеме. И не факт, что Жапаров выйдет из него победителем.


Долго объяснять, кто такой Камчы Кольбаев, смысла нет – кто не в курсе, Google в помощь. Напомним лишь, что он был не просто первым коронованным вором в законе из кыргызов. Он был им 15 лет, олицетворяя кыргызское Deep State, «глубинное государство». За эти годы в стране сменилось четыре президента, а власть Кольбаева лишь усиливалась. По данным ГКНБ Кольбаев с родственниками и приближенными имел незаконные финансовые активы в туризме, строительстве, торговле и в ресторанном бизнесе. Его ОПГ связывали с контрабандой, международным наркотрафиком, грабежами, похищением человека. Добра от него мало кто ждал, но на фоне произвола и лжи чиновников, которые, как отмечает адвокат Канат Хасанов, сами создают ОПГ на госслужбе, столь откровенный и прямой хищник внушал уважение.


Сообщения об убийстве Кольбаева с самого начала изобиловали странностями и нестыковками. 

С одной стороны, Ташиев давно грозился извести организованную преступность под корень, заявляя, что ОПГ в Кыргызстане больше не будет, и прямо советовал ворам в законе покинуть страну. С другой стороны, в августе 2023 года адвокат Кольбаева сообщил, что дело о создании транснациональной преступной организации в Казахстане прекращено по сроку давности, а других дел нет. 

Поэтому, когда 4 октября пошли новости, что Кольбаев был ликвидирован, поскольку пытался отстреливаться во время задержания, им поначалу никто не поверил. Тем более, что в новостях речь шла сначала о его «задержании» (4 октября в начале пятого вечера 24.kg сообщил: «Криминального авторитета Камчи Кольбаева (Камчыбека Асанбека) задержали и забрали в ГКНБ. Спецоперация у здания «Учкуна» завершена. По предварительным данным, в ходе перестрелки серьезно ранен один из бойцов спецназа. Камчи Кольбаев ранений не получил»). Потом сообщили о слухах, что убит только Кольбаев, а его адвокат отвечал, что это маловероятно, «если это не было заказом». Только под вечер ГКНБ подтвердил информацию, что Кольбаев был убит.


При Жапарове Кольбаева задерживали два раза, в 2020 и 2022 году, и он не сопротивлялся, хотя при втором задержании у него было оружие. С чего бы вдруг он начал отстреливаться? 

Само по себе убийство бандитов спецслужбами – явление не новое. Президент Беларуси Александр Лукашенко признавался, что в 90-х по его приказу в республике без суда и следствия перебили несколько банд. Но в Кыргызстане бандитов до сих пор убивали другие бандиты. И массовых отречений от воровской иерархии со стороны потенциальных претендентов на опустевший криминальный трон тут еще не видели.

Смерть Кольбаева тут же дала старт большому переделу собственности. Он связан не только с арестом имущества самого авторитета, которое оценивают более чем в $1 млрд (треть бюджета страны), но и с задержаниями бизнесменов, плативших Кольбаеву дань. 

Могли они не платить? Вопрос риторический. Например, арендатор кафе на Иссык-Куле заявлял, что обращался в ГКНБ с тем, что люди Кольбаева требуют у него $500 «за крышу», но это не помогло. По его словам, за отказ платить члены ОПГ сожгли заведение. Теперь ГКНБ обвиняет данников Кольбаева в «финансировании ОПГ», и что-то подсказывает: из-под стражи они выйдут с сильно похудевшими карманами.

Скелеты в президентском шкафу

Для политика Садыра Жапарова, сидевшего в колонии и резавшего в СИЗО вены, Камчы Кольбаев был не просто иссык-кульским земляком. Юристка и правозащитница Лейла Сейитбек предполагала, что Кольбаев был участником переговоров о досрочной отставке правительства Жээнбекова. Сам Жапаров уверял, что познакомился с Кольбаевым на очной ставке в СИЗО ГКНБ по делу 2010 года, и больше они не виделись. Но в 2013 году депутат Кудайбергенов в суде заявил, что видел Жапарова в компании Кольбаева в 2010 году. 

Об участии криминала в захвате власти в 2020 году написано немало. Политических конкурентов Жапарова на площади били, забрасывали камнями и даже обстреливали. Когда протестующие захватили Белый дом и освободили Жапарова из тюрьмы, волонтеры, дежурившие у входа в государственную резиденцию Ала-Арча, заметили, что вслед за машиной Жапарова туда пытался проехать Кольбаев. И возможно, авторитет участвовал в переговорах об условиях отречения Жээнбекова от власти. Сам Жээнбеков это отрицал.

В это же время, писала Сейитбек, агрессивные спортсмены принуждали депутатов парламента утвердить Жапарова премьер-министром, а судей –отменить приговоры по его делу. По словам вице-спикера Аиды Касымалиевой, это были люди Урмата Самаева – депутата, замешанного в перестрелках на границе и связанного с Кольбаевым и Жапаровым. Самаев не отрицал, что знаком с Кольбаевым, но отрицал связь с криминалом.

Освобожденный из тюрьмы Садыр Жапаров и депутат Урмат Самаев.

Одно из свидетельств близости Жапарова с Кольбаевым – фотография президента и его свата Акылбека Тумонбаева с Азимом Роем – «бизнесменом со связями в преступном мире России и Центральной Азии». Журналисты-расследователи выяснили, что фотография сделана в государственной резиденции на Иссык-Куле в 2021 году. В том же году Рой, как спонсор МВД, получил медаль от министра внутренних дел Улана Ниязбекова – свата Жапарова.

Слева направо: Акылбек Тумонбаев – сват президента, Садыр Жапаров, Азим Рой.

Рой входил в ближний круг Камчы Кольбаева: ниже они вместе позируют во дворце узбекско-кыргызского авторитета Салима Абдувалиева. Также у Кольбаева и Роя есть совместные фотографии на отдыхе.

Дворец Салима Абдувалиева. Слева направо: Салим Абдувалиев, Камчы Кольбаев. Четвертый – Сергей Матвиенко, сын спикера российского Сената Валентины Матвиенко. Шестой – Азим Рой.
Азим Рой и Камчы Кольбаев
Азим Рой и Камчы Кольбаев

Позже соцсети облетело фото встречи прилетевшего в Бишкек чемпиона ММА Хабиба Нурмагомедова с сыновьями Садыра Жапарова, Камчы Кольбаева и крестного отца кыргызских контрабандистов Райымбека Матраимова, который был связан с Кольбаевым.

Второй справа – Хабиб Нурмагомедов, далее в белой футболке и темной куртке сын Садыра Жапарова Рустам, сын Раима Матраимова Бакай (в белом поло и бейсболке). Крайний слева внизу – сын Камчы Кольбаева.

С приходом Жапарова к власти возникло стойкое ощущение, что Камчы Кольбаев получил неприкосновенность. Когда США объявили авторитета в розыск, президент открыто выступил в его защиту. Задержания Кольбаева сотрудниками ГКНБ в 2020 и 2022 годах казались спектаклем

В общем, как говорится, ничто не предвещало. Но вмешался фактор неожиданности.

«Президент Ташиев»

Расстрел Кольбаева поставил Садыра Жапарова в положение, при котором любая его публичная реакция проигрышна. Если бы он высказался о знаменитом земляке с нотками уважения, как Путин о Пригожине, он потерял бы лицо как глава государства. А если бы он вслед за Ташиевым заявил, что, мол, поделом, и так будет с каждым – это восприняли бы как предательство, и не только на Иссык-Куле. Поэтому Жапаров долго молчал и в конце концов решил изобразить блаженное неведение.

На самом деле главный вопрос звучит по-другому: был ли согласован с президентом расстрел Кольбаева? 

Если да, на что намекает Ташиев в своем обращении к членам ОПГ, значит президент проявил классическое для правителя коварство. Автократы не любят чувствовать себя обязанными: это наглядно показывают биографии Эмомали Рахмона и Касым-Жомарта Токаева, чьи бывшие патроны досрочно ушли в закат. Причем (если вспомнить судьбу «таджикского Чапаева» Сангака Сафарова, который вывел в люди Рахмона во время гражданской войны) иногда в самом прямом смысле. Да что далеко ходить: это показывает и биография Сооронбая Жээнбекова.


Но если глава ГКНБ поставил президента перед фактом – это значит, что реального главу государства в Кыргызстане зовут Камчыбек Ташиев.

Роль Ташиева в правящем тандеме несоразмерно усиливается уже давно. Вмешиваясь во все сферы жизни Кыргызстана, от культуры до поставок топлива, он давно стал первым ньюсмейкером страны и сосредоточил в своих руках невиданный ресурс. Как зампред кабмина он контролирует не только всесильную спецслужбу. Именно он курировал переговоры по Кемпир-Абаду и по кыргызско-таджикской границе, он же закупает в Турции «Байрактары». Ташиев основал партию «Ата-Журт-Кыргызстан», которая имеет треть мандатов в парламенте. Наконец, у Ташиева большое влияние на юге страны, где он способен мобилизовать большое количество людей.

Экономический ресурс, подконтрольный Камчыбеку Ташиеву, тоже впечатляет. Тут и откупные коррупционеров, прогоняемые через счета ГКНБ в рамках «кустуризации», и «добровольные» взносы бизнеса на поддержку социальных проектов ведомства, и партнерство с россиянами в энергетике и разработке недр. А теперь еще и оперативный контроль над империей Кольбаева. Угрозы Ташиева в адрес ОПГ дают основания предполагать, что если в будущем место главного неформального арбитра в Кыргызстане кто-то и займет, то это будет он сам.


Логика авторитарного правления и политические традиции подсказывают, что правитель в Кыргызстане должен остаться только один. И тут Садыр Жапаров пока выглядит уязвимо. 

Из силовых структур президенту неформально близки МВД, которого на фоне ГКНБ не видно и не слышно, и сотрясаемая скандалами прокуратура. По мнению юриста Нурбека Токтакунова, именно для того, чтобы уравновесить их влияние, Жапаров начал дублировать Жогорку Кенеш Курултаем. 

Оговорка президента, что действия ГКНБ во время задержания Кольбаева проверяет подчиненная президенту Военная прокуратура, явно призвана убедить элиты, что главным арбитром в Кыргызстане остается он, а вовсе не Ташиев. 

Но убедить будет нелегко – особенно после того, как президентского свата Акылбека Тумонбаева (на фото выше он сидит с Садыром Жапаровым и Азимом Роем) журналисты застукали в ГКНБ. Тумонбаев заявил, что ходил туда добровольно «по своим делам». На вопрос, был ли он на похоронах Кольбаева, родственник главы государства не ответил.

Дело пахнет контрабандой

Но предположим, тандем Жапарова и Ташиева нерушим, а ликвидация Кольбаева – их общее решение. Почему именно сейчас? 

Ключом может быть контрабанда из Китая, масштабы которой могут быть огромными. По словам посла КНР Ду Дэвэнь, торговый оборот Кыргызстана с Китаем достиг в прошлом году $15,5 млрд. А по данным кыргызского Нацстаткома, он составил всего лишь $4,13 млрд. То есть куда-то исчезли 300%, или $11,38 млрд.


После полномасштабного вторжения в Украину перевозки товаров через Центральную Азию стали для России слишком важным инструментом обхода западных санкций, а для Жапарова с Ташиевым – слишком серьезным международным ресурсом, чтобы оставлять его в руках криминала.

О том, что компании из Кыргызстана и Казахстана поставляют западную технику российским фирмам, связанным с войной в Украине, ранее рассказывали журналисты «Азаттыка». Они выяснили, что кыргызстанские и казахстанские компании экспортируют технологии двойного назначения, несмотря на попытки Запада воспрепятствовать таким поставкам через страны Центральной Азии.

О том, что расстрел Кольбаева может быть связан с перехватом контроля контрабандных потоков, косвенно говорит тот факт, что в тот же день на допрос в ГКНБ вызывали бывшего замглавы таможни Кыргызстана Райымбека Матраимова – организатора контрабандных схем на миллиарды долларов. Покойного Кольбаева называли «партнером и защитником» Матраимова. Его брат Бакыт Кольбаев был заместителем начальника Северо-восточной таможни. 

Сам Кольбаев входил в одну из четырех транснациональных преступных группировок – «Братский круг». По данным администрации президента США Обамы, Кольбаев выступал в качестве «надзирателя» за деятельностью «Братского круга» в Центральной Азии. Кольбаев частично отвечал за перевозку «Северным маршрутом» контрабанды героина из Афганистана. OCCRP сообщало, что от четверти до половины всего героина, вывозимого из стран Центральной Азии, идет Северным маршрутом.

Кроме этого эксперт Комитета нацбезопасности соседнего Казахстана в интервью телеканалу «Хабар» говорил, что Кольбаев получал до $2 млн за квартал с казахстанского «воровского общака». Что свидетельствует о его высоком международном криминальном статусе.

Вскоре после убийства Кольбаева КНБ Казахстана провел масштабные задержания членов ОПГ, работавших на границе с Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном. Возможно, это были люди Кольбаева: 24 мая ГКНБ задержал его смотрящего по Бишкеку Алтуху и его правую руку Адилета Касенова. По версии следствия, они годами отнимали у экспортеров китайские товары по всему СНГ. 

А позднее ГКНБ Кыргызстана сообщил, что с кыргызской таможни уволено около 50 сотрудников, которые поддерживали близкую связь с Кольбаевым и Матраимовым. Среди уволенных таможенников также был родной брат Кольбаева Бакыт Асанбек уулу.

Все это, напомним, произошло перед саммитом СНГ в Бишкеке, который посетил президент России. По приезде в Кыргызстан Владимир Путин наградил Садыра Жапарова орденом Почета.

Кстати, в ролике ГКНБ о незаконных активах Камчы Кольбаева видна шкатулка и сертификат от именных часов, подаренных Владимиром Путиным. Как они оказались у авторитета, история умалчивает. 

Авторы: Виктор Мухин, Арууке Солтоной