Суд Джалал-Абадской области приговорил 18 человек к пожизненному заключению и одного — к 25 годам лишения свободы, обвиненных в массовых беспорядках и убийствах в июне 2010 года в Сузакском районе. Правозащитники и адвокат осужденных считают решение суда «необоснованным».

По словам Жолдоша Ибраева, судьи, возглавлявшего процесс, приговор был вынесен на основании показаний потерпевших и доказательств гособвинения.

«Мы изучили все материалы, допросили всех свидетелей, заявленных гособвинением и стороной защиты. На основании материалов уголовного дела мы вынесли обвинительный приговор», — сообщил Ибраев в интервью Kloop.kg.

Он добавил, что суд должен был завершить рассмотрение дела в течение одного месяца, но «процесс длился почти два месяца».

Ибраев также рассказал, что со стороны обвинения были представлены четыре свидетеля, а со стороны защиты показания дали 20 очевидцев событий.

Прокурор Нурлан Жаныш уулу рассказал в интервью Kloop.kg, что многие из потерпевших не могли лично присутствовать на судебных заседаниях.

«Много потерпевших были из Сокулука, Бишкека, с Иссык-Куля, [которые на момент беспорядков находились в Джалал-Абадской области]. Мы разослали им официальные приглашения с облпрокуратуры. В связи с трудным материальным положением они не смогли присутствовать на заседании. Нами были оглашены их показания», — поясняет Жаныш уулу.

Однако, корреспондент правозащитного издания «Голос свободы» Илья Лукашов считает решение суда необоснованным.

«Справедливость этого приговора, как и сотен других по южным событиям, вызывает сомнения только ввиду того, что там не было проведено нормального полноценного расследования, там нет достаточно вещественных доказательств. Не была обеспечена состязательность сторон», — поясняет правозащитник.

Подсудимых обвинили в незаконном хранении оружия, убийствах и организации массовых беспорядков.

Во время столкновений на юге Кыргызстана, 12 и 13 июня 2010 года возле хлопкоочистительного завода «Санпа» Сузакского района местные жители перекрыли трассу Ош-Бишкек, облили мазутом проезжую часть дороги и обстреливали проезжавшие машины.

Во время беспорядков в Сузаке были убиты 16 человек, сожжены 9 автомобилей и два человека пропали без вести.

Психологическое давление

Координатор общественного правозащитного фонда «Кылым Шамы» по Джалал-Абадской области Абдуназар Маматисламов заявил, что на свидетелей защиты и адвокатов «оказывалось психологическое давление» со стороны потерпевших.

Его слова в интервью Kloop.kg подтвердил адвокат подсудимых Абдимиталип Акимов.

«Со стороны потерпевших оказывалось психологическое давление — открытые угрозы. Они обзывали [обвиняемых] некультурными словами, ругали», — рассказал адвокат.

Судья Жолдош Ибраев заметил, что, «из-за давления», процесс перенесли в Ноокенский район.

«Мы хотели суд в Джалал-Абаде провести, здесь потерпевшие начали [кричать на подсудимых и адвокатов]. Нам пришлось процесс перенести в Ноокенский район. Для охраны были привлечены усиленные наряды милиции», — пояснил Ибраев.

Прокурор Нурлан Жаныш уулу в интервью Kloop.kg опроверг заявления о давлении, назвав их «голословными».

Международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» в своем отчете по событиям в Кыргызстане сообщила, что во время судебных процессов «рассерженные родственники жертв кыргызов атаковали адвокатов узбеков».

«В августе 2010 года власти признали, что большинство задержанных по подозрению в организации беспорядков были этническими узбеками, что вызывает сомнения о беспристрастности в ходе расследования», — говорится в отчете организации.

Дело Азимжана Аскарова

Еще один этнический узбек — правозащитник Азимжан Аскаров также был обвинен в организации массовых беспорядков в другом районе Джалал-Абадской области — Базар-Коргоне.

15 сентября 2010 года Аскаров был приговорен Базар-Коргонским районным судом к пожизненному заключению. Вынесенное решение было обжаловано его адвокатом Нурбеком Токтакуновым. По словам юриста, у обвинения «не было достаточных доказательств».

Верховный суд должен был вынести окончательный приговор по делу Аскарова 8 февраля 2011 года, но рассмотрение дела было отложено.

Тогда представители обвинения согласились с доводами защиты о «незаконном содержании Аскарова в СИЗО» и «неподобающем отношением к нему». Ранее Нурбек Токтакунов упоминал, что к его подзащитному применялись пытки со стороны сотрудников милиции.

Подробнее о слушании по делу Аскарова в Верховном суде

Чешская неправительственная организация «Нуждающиеся люди» 7 марта 2011 года присудила Азимжану Аскарову премию «Нomo Homini» (Человек человеку).

«Премия вручается людям, которые посвящают себя защите прав человека, демократии и ненасильственному решению политических конфликтов», — рассказывается о награде в материале радио «Свобода».

На фото: Хлопкоочистительный завод «Санпа» в Сузаке
Автор фото: Аскар Акталов
Редактор: Анна Лелик