Er Toshtuk

22 мая в Бишкекском арт-центре состоялся закрытый показ театральной постановки “Эр-Төштүк” американского режиссёра Вирляны Ткач, основанной на одноименном кыргызском эпосе. Днём позже состоялась премьера для публики.

Помимо Вирляны Ткач, руководителя “Яра Артс Груп” при нью-йоркском экспериментальном театре “Ла Мама”, лепту в постановку внесли Кенжегуль Сатыбалдиева, актриса театра “Сахна”, и студенты театрального училища при Кыргызском национальном театре драмы.

“Это история о герое, который падает под мир и теряет свою душу. Это очень хороший рассказ о том, как мы растем как люди, как делаются наши сердца и души, – рассказывает Ткач. – В этом ему помогают друзья. В конце истории главный герой Төштүк спасает цыплят от дракона на дереве жизни и возвращается домой на Птице-матери”.

По словам Ткач, постановка была построена на двух текстах манасчы Саякбая Каралаева, состоявших в оригинале из 16 тысяч строк.

Студентам было разрешено импровизировать. “Мы заставляли придумывать их новые действия на те же самые сцены, и мы выбирали лучшие”, – говорит Ткач.

img_7430.jpgАйнура Качкынбек кызы, актриса театра, говорит, что такой метод работы проще – не нужно вживаться в роль. “Все время играешь как в детскую игру, показываешь и в тоже время играешь, – говорит Качкынбек кызы. – Это игра и язык пластики”.

В постановке также использовалось видео Шаарбека Аманкулова, которое, как считает Ткач, “стало единой частью сценографии”. Монстры – одни из героев постановки – были созданы на подобие традиционных теневых кукол Индонезии.

История

Прошлогодняя постановка “Джаныл Мырза” стала первой в истории американо-кыргызского театрального проекта и первой работой Вирляны Ткач в Кыргызстане. По словам Ткач, она “очень заинтересована в работе с молодыми актерами из Кыргызстана”.

Театр “Ла МаМа” – один из известных экспериментальных театров Нью-Йорка, который основала Эллен Стюарт в 1961 году. Расположенный изначально в подвальном помещении, сейчас театр разросся до трёх сцен и арт-галереи.

В своё время в “Ла Маме” выступали тогда ещё неизвестные Роберт де Ниро и Дэнни де Вито.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. И как всегда, их работы – настоящий шедевр!
    Мне очень понравилась их последняя постановка, не смотря на то, что на этот раз там играли студенты, а не профессиональные актеры, но как сказала Вирляна Ткач: “они тоже станут профессионалами”.

  2. Да, хоть я и не знаю кыргызского языка, на котором шла постановка, я поняла всю суть. Что говорит о том, что из них выйдут настоящие про. Актеры все время спрашивали”Понятно ли мы сыграли”. Волнуются… Ведь это их первая работа!

  3. Классно, что у нас на народные эпосы делаются постановки, а то очень мало кто знает про такие произведения вообще, хотя в театры тоже не многие ходят по-моему…

  4. Насколько я помню, Вирляна еще в работе с артистами “Сахны” говорила о том, что планирует ставить малые эпосы, а у нас их свыше 35 штук… ;-)

Comments are closed.