Токмакский правозащитник Максим Кулешов устроил 25 ноября очередную акцию протеста возле здания Государственного комитета по национальной безопасности – и снова был задержан, теперь за «неповиновение распоряжению» сотрудников милиции.
На этот раз акция Кулешова была посвящена событиям трёхлетней давности – как сообщал сам правозащитник за несколько дней до организованного им мероприятия, акция была посвящена «делу об ограблении [отделения] Национального банка в Джалал-Абаде, в марте 2005 года».
По мнению Кулешова, в марте 2005 года из джалал-абадского филиала Нацбанка «было украдено 23 миллиона сомов».
«До сих пор их судьба остается неизвестной. Деньги народа и налогоплательщиков Кыргызстана были украдены, а лица, которые были к этому причастны, не понесли каких либо наказаний», – заявил правозащитник в своём пресс-релизе от 16 ноября.
Акция получила название «ПРО 23» и впервые была проведена Кулешовым возле здания ГКНБ 18 ноября. Тогда он разбросал на улице муляжи денег и был также задержан милицией, а затем и осуждён Первомайским районным судом, который постановил, что Кулешов нарушил статью 392 Кодекса об административной ответственности – «Нарушение правил проведения митингов и шествий».
ГКНБ нитки не приняло
25 ноября Максим Кулешов, а также Рахманжан Исламов, член «Токмакского ресурсного центра по правам человека», и Каныбек Сарымсаков, лидер молодёжного крыла «Партии зелёных», внесли в здание ГКНБ пустые коробки, папки, белые нитки, иголку, а также плакаты с надписями «Зачем скрывать правду об ограблении банка?» и «23?».
«От гражданского общества собрали вот эти коробки, нитки, иглу, и мы отдадим, чтобы дело сшили белыми нитками, то есть начали какой-то этап расследования в отношении этого дела», – объяснил свой поступок Кулешов.
Однако дальше приёмной правозащитника не пустили – дежурный отказался принимать и оформлять «подарки» от Кулешова и друзей, а также запретил фото- и видеосъёмку журналистам.
Всего правозащитник пробыл в приёмной ГКНБ более получаса – его пытались оттуда выгнать, однако Кулешов сопротивлялся.
«По закону они [ГКНБ] обязаны дать ответ, я не уйду отсюда принципиально. Пусть они вызывают милицию или спецназ», – заявил Кулешов.
Дежурные приёмной ГКНБ так и не приняли посылку от правозащитника – Кулешов вышел из здания добровольно, собранные им вещи были выставлены на улицу.
«Неповиновение»
Покинув здание ГКНБ, Кулешов и Исламов достали листы бумаги с надписями «Кто ограбил народ?» и «Где сейчас 23 миллиона сомов?» – на что отреагировала группа из пяти милиционеров Первомайского РОВД, окружившая протестующих.
«Мы здесь стоим, ветер дует, солнце светит», – объяснил Кулешов свои действия сотрудникам правоохранительных органов.
Через семь минут после этого токмакский правозащитник был задержан милиционерами. Вечером того же дня Первомайский районный суд осудил Кулешова по статье 371 Кодекса об административной ответственности – «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел» – и приговорил к штрафу в размере 500 сомов.
Представители Первомайского РОВД, пресс-службы министерства внутренних дел и Бишкекского ГУВД отказались давать по поводу акции Кулешова какие-либо комментарии прессе.
Не впервые
Наиболее известные акции Максима Кулешова прошли во время проведения парламентских выборов 2007 года – тогда правозащитник примкнул к движению “Я не верю”, которое выступало против итогов выборов.
Наиболее популярным объяснением милиции во время арестов Кулешова было то, что его акции “безнравственны”.
“Я не хочу, чтобы молодые люди смотрели на фотокарточки”, – сказал 30 ноября 2007 года Таалайбек Шатманов, заместитель начальника Первомайского РОВД, имея в виду развешанные Кулешовым плакаты с изображением “неприличного жеста” бывшего главы Службы национальной безопасности Мурата Суталинова.
Подробнее о прошлогодних акциях Кулешова читайте здесь
В 2008 году правозащитники Кыргызстана были возмущены новой редакцией закона “О праве граждан собираться мирно”. Теперь, согласно закону, проведение любого митинга, шествия или демонстрации должно заранее согласовываться с властями. Проведение подобных мероприятий также запрещено возле зданий некоторых правительственных учреждений.
Вот так не легкая судьба у человека
[…] На этот раз акция Кулешова была посвящена событиям трёхлетней давности – как сообщал сам правозащитник за несколько дней до организованного им мероприятия, акция была посвящена “делу об ограблении [отделения] Национального банка в Джалал-Абаде, в марте 2005 года”. По мнению Кулешова, в марте 2005 года из джалал-абадского филиала Нацбанка “было украдено 23 миллиона сомов”. “До сих пор их судьба остается неизвестной. Деньги народа и налогоплательщиков Кыргызстана были украдены, а лица, которые были к далее […]
Скажу, что сотрудник приемной ГКНБ, который должен был (по мнению правозащитника) принять «посылку» ввел себя агрессивно не только по отношению к Кулешову, Исламову и Сарымсакову, а также и к корреспондентам портала Kloop.kg. Меня лично выпихнули из приемной, когда увидели фотоаппарат. Я еще два раза пытался попасть внутрь, однако мои попытки пресекались очень грубо со стороны сотрудников приемной. На третий раз, я все-таки туда попал, но уже ничего не фотографировал, т.к. оставлять автора статьи в приемной одну было небезопасно.
Кстати, Максим Кулешов отметил, что Государственный комитет по национальной безопасности должен обеспечивать безопасность граждан республики, однако на тот момент никто себя в безопасности не чувствовал…
[…] Подробнее о предыдущей акции Кулешова читайте здесь […]