Горно-металлургический профсоюз утверждает, что крупнейшая в Кыргызстане золотодобывающая компания «Кумтор» не выплачивала отчисления в соцфонд с 1993 года. Компания говорит в ответ, что профсоюз вводит в заблуждение их работников.
Сейчас более 1300 работников горнодобывающей компании отказываются выходить на работу. По информации руководства «Кумтора», производственный процесс на руднике «остановлен».
Эльдар Таджибаев, председатель центрального комитета горно-металлургического профсоюза, рассказал в интервью «Клоопу», что крупнейшая в Кыргызстане золотодобывающая компания «Кумтор Оперэйтинг Компани» не отчисляла деньги в соцфонд с надбавки к зарплате за работу в высокогорных районах, что составляет 60 процентов от зарплаты горняков.
«С 1993 года по 2010 год взносы на счета работников не перечислялись. За это время на счета работников не перечислялись взносы, соответственно работники потеряют в пенсионных услугах, когда будут выходить на пенсию», — говорит Таджибаев.
Поэтому одно из главных требований бастующих — это увеличить заработную плату работникам на пять-шесть процентов, чтобы, по словам Таджибаева, компенсировать незачисленные в соцфонд деньги.
Версия «Кумтора» о том, чего требуют рабочие отличается от той, что озвучивает профсоюз. По версии компании, рабочие просто хотят повышения зарплаты на 10 процентов.
Канадская компания утверждает, что платила все отчисления в соцфонд, что профсоюз вводит работников в заблуждение и, что она согласна повысить зарплату на три процента.
Бастующие рабочие не стали принимать эти условия из-за того, что компания не согласилась выплачивать компенсацию семье погибшего горняка.
Отказ в выплате семье погибшего
Второе требование профсоюза, который выступает от лица рабочих — это выплата компенсации семье бывшего сотрудника компании Асанбека Орозалиева, который, по словам Таджибаева, погиб из-за травм полученных при добыче золота.
«Умер вследствии травмы полученной в 2009 году, это как последствие травмы получилось. По этому вопросу есть заключение судмедэкспертизы и решение Октябрьского районного суда», — рассказал председатель центрального комитета профсоюза.
Как утверждает «Кумтор» в своем заявлении, Орозалиев погиб не на руднике, а скончался через два года и четыре месяца, после того как ушел с компании. По их словам, все компенсации уже были выплачены — более двух миллионов сомов.
Позже семья Орозалиева подала иск в суд, который вынес решение о выплате дополнительной компенсации семье погибшего. Руководство «Кумтора» отказалось выполнять требование суда и подало жалобу в вышестоящий суд.
«Требование незамедлительно произвести выплаты семье Орозалиева, компания рассматривает как давление, препятствующее судопроизводству, что противоречит законодательству», — пишет в своем сообщении горнодобывающая компания.
Сотрудник соцфонда отказался сегодня комментировать ситуацию и предложил корреспонденту «Клоопа» поговорить с ним завтра, сказав, что «это не телефонный разговор».