Комитет ООН по правам человека выпустил список рекомендаций для Кыргызстана по итогам отчёта, который власти и гражданское общество страны представили в первой половине марта.

Отчёт Кыргызстана о ситуации с правами человека был представлен 10 марта и охватывал период с 2008 по 2013 годы включительно — довольно длительный промежуток, в который вошли и революция 2010 года, и случившийся вскоре после неё этнический конфликт в Оше и Джалал-Абаде.

Члены Комитета ООН по правам человека (далее КПЧ), которые принимали этот отчёт, дали часть своих рекомендаций уже тогда, на заседании, посвящённом Кыргызстану.

Подробнее: Как Кыргызстан отчитывается перед ООН?

Спустя две с лишним недели, они выпустили официальный список рекомендаций для Кыргызстана, самые важные из которых мы приводим ниже.

Скачать полный доклад с рекомендациями на английском языке

Итак, в чём же Кыргызстан, по версии КПЧ, должен стать лучше с точки зрения соблюдения прав человека?

Расследование межэтнического конфликта 2010 года

КПЧ обеспокоен информацией о том, что расследование этнического конфликта 2010 года между кыргызами и узбеками происходило с регулярными нарушениями.

Среди предполагаемых нарушений — пытки по отношению к задержанным, нарушение судебных процедур, дискриминация по этническому признаку и бездействие властей при нападении на адвокатов этнических узбеков.

Ош после конфликта 2010 года. Фото: Аскар Акталов.
Ош после конфликта 2010 года. Фото: Аскар Акталов.

“Кыргызстан должен принять эффективные меры для того, чтобы все возможные нарушения прав человека в конфликте 2010 года расследовались полноценно и беспристрастно”, — говорится в докладе КПЧ.

Пропорциональная реакция на “террористов”

По версии КПЧ, в Кыргызстане нередки случаи, когда правоохранительные органы применяют непропорциональное использование силы в контртеррористических операциях, что периодически приводит к смерти подозреваемых до начала какого-либо следствия и тем более суда.

“Антитеррористические законы и их применение должны сочетаться с уважением права человека на жизнь”, — говорится в докладе КПЧ.

Борьба с пытками

В Кыргызстане продолжается широкое применение пыток по отношению к задержанным с целью признания их в совершении преступлений, считают в КПЧ.

Следы пыток у заключенного в Кыргызстане.
Следы пыток у заключенного в Кыргызстане.

“Кыргызстан должен в срочном порядке усилить меры по предотвращению пыток и жестокого обращения с заключенными и обеспечить тщательное и беспристрастное расследование подобных случаев, включая случай [правозащитника] Азимжана Аскарова”, — говорится в документе от КПЧ.

Борьба с кражей девушек

Насилие в отношении женщин, по мнению КПЧ, предаётся в Кыргызстане недостаточной огласке. Среди прочих проблем, с которыми сталкиваются женщины в Кыргызстане, КПЧ особенно выделяет кражу девушек для насильственной выдачи замуж, а также изнасилование супругами и домашнее насилие.

Кража девушки в Кыргызстане. Кадр из документального фильма.
Кража девушки в Кыргызстане. Кадр из документального фильма.

“Кыргызстан должен обучить милицию предотвращать случаи насилия по отношению к женщинам”, — говорится в документе.

Права лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ)

КПЧ обеспокоен регулярным насилием по отношению к геям и лесбиянкам со стороны как представителей госорганов (очевидно, имеются в виду правоохранительные органы), так и со стороны граждан страны в целом.

“Случаи насилия по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества должны тщательно расследоваться, а виновные — наказываться соразмерными санкциями”, — говорится в документе КПЧ.

Права этнических меньшинств

По мнению членов КПЧ, несмотря на все усилия властей страны, в Кыргызстане сохраняется низкий уровень представленности этнических меньшинств во всех уровнях власти. Кроме того, в стране отмечены случаи перевода узбекоязычных школ на кыргызский язык и закрытия узбекоязычных СМИ.

Мужчины в узбекской тюбетейке (слева) и кыргызском калпаке (справа). Ош, 2011 год. Фото: Бектур Искендер
Мужчины в узбекской тюбетейке (слева) и кыргызском калпаке (справа). Ош, 2011 год. Фото: Бектур Искендер

“Кыргызстан должен обеспечить образование на языках меньшинств и продвигать использование языков меньшинств в СМИ”, — говорится в докладе.

Свобода религиозных взглядов

Закон “О свободе вероисповедания и религиозных организаций”, принятый в Кыргызстане в 2008 году, по версии КПЧ, содержит ограничения, идущие вразрез международным пактам, которые страна подписала.

Эти ограничения касаются миссионерской деятельности, регистрации религиозных организаций и распространения литературы.

Внутри бишкекской синагоги. Фото: Илья Каримджанов
Внутри бишкекской синагоги. Фото: Илья Каримджанов

“Кыргызстан должен исключить все ограничения, [которые противоречат международному законодательству] и обеспечить прозрачный, открытый и справедливый механизм регистрации религиозных организаций”, — считает КПЧ.

Свобода слова

По данным КПЧ, журналисты и правозащитники Кыргызстана подвергаются давлению, если критикуют действия властей касательно конфликта 2010 года.

“Кыргызстан должен обеспечить преследование и наказание тех, кто осуществляет угрозы и насилие по отношению к журналистам и правозащитникам”, — говорится в документе.

Независимость судей

В КПЧ считают, что судьи Кыргызстана недостаточно независимы от других ветвей власти.

Судебный процесс над оппозиционным политиком Нариманом Тюлеевым, лето 2013 года.
Судебный процесс над оппозиционным политиком Нариманом Тюлеевым, лето 2013 года.

“Кыргызстан должен провести реформу, которая обеспечит полностью независимую и беспристрастную судебную систему”, — считают члены комитета.

Больше антидискриминационных законов

КПЧ считает, что в Кыргызстане недостаточно законов, которые наказывали бы за проявление дискриминации.

“Комитет обеспокоен недостатком всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, которое запрещало бы дискриминацию на почве расы, языка, инвалидности и этнического происхождения. Комитет также обеспокоен недостатком дисциплинарных санкций по отношению к официальным лицам, которые совершают дискриминацию”, — говорится в документе КПЧ.

Независимость омбудсмена

По версии КПЧ, в Кыргызстане недостаточно гарантий для того, чтобы омбудсмен — чиновник, ответственный за соблюдение прав человека — обладал достаточной независимостью от государства.

“Кыргызстан должен обеспечить омбудсмена всеми необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами для эффективного и независимого выполнения полномочий”, — говорится в документе.

С какими из вышеперечисленных рекомендаций вы согласны? С какими нет? В чём Кыргызстан, по вашему мнению, должен стать лучше? Оставьте свой комментарий в форме под материалом.