Главы трех парламентских фракций предлагают наказывать за блокирование проезда по стратегическим трассам — такой законопроект был сегодня, 24 июня, принят профильным комитетом.
Омурбек Текебаев, Чыныбай Турсунбеков и Феликс Кулов — главы трех парламентских фракций «Ата Мекен», СДПК и «Ар-Намыс» соответственно — создали законопроект, который предполагает санкции за перекрытие стратегических трасс.
Степень наказания зависит от количества часов, в течение которых стратегическая трасса была заблокирована, и от серьезности правонарушения. Минимальная санкция — административный штраф в 3 тысячи сомов, максимальная — 10 лет лишения свободы.
Подобные изменения в законодательстве объясняются последствиями от перекрытия дороги Ош-Иркештам на юге Кыргызстана сторонниками арестованного за финансовые махинации депутата Ахматбека Келдибекова.
«Из-за перекрытия данной дороги десятки граждан Китая не могли попасть в свою страну, около 400 китайских предпринимателей понесли убытки, простаивали более сотни грузовых автомашин, недопоступления таможенных платежей за период акции протеста составило около ста миллиона сомов, в некоторые населенные пункты государственные органы не могли своевременно доставить средства для выплаты гражданам пенсий, пособий», — сказано в справке-обосновании к законопроекту.
Стратегическая трасса, соединяющая пограничный пункт «Иркештам» со вторым по значению городом в стране Ошом, была перекрыта почти в течение месяца, с 27 мая по 22 июня этого года.
Власти неоднократно сообщали о денежных потерях, которые принесла блокировка трассы демонстрантами — более 100 млн сомов за первые 10 дней.
Правительство и МВД не торопились с силовым разрешением этого вопроса и заявляли, что нацелены на мирные переговоры со сторонниками Келдибекова — по итогам последней такой встречи, которая прошла 22 июня, трасса была открыта.
Но демонстранты продолжили свой митинг на обочине дороги, сохранив все свои требования — изменение меры пресечения Келдибекову и отставка генерального прокурора Аиды Саляновой.
Блокировка трассы как способ протеста
Перекрытие ключевых трасс стало основным способом протеста против властей за последние два года.
Тон этой тенденции задали в июне 2013 года сторонники национализации главного золотодобывающего предприятия «Кумтор», заблокировав движение по трассе Бишкек-Ош.
Тогда они своими действиями вызвали многокилометровые заторы.
После джалал-абадцев чаще всего к этой практике потом приходили жители села Саруу в Иссык-Кульской области, которые требовали освобождения односельчан, задержанных во время большого митинга за национализацию «Кумтора» в Караколе.
Они блокировали движение по трассе Балыкчы-Каракол.
Однако дольше всех блокировали трассу сторонники Ахматбека Келдибекова — их акция на трассе Ош-Иркештам продлилась в течение 25 дней и вызвала наибольшее негодование со стороны властей, привлекая внимание высшего руководства страны — президента и премьер-министра.