Правительство утвердило порядок сбора биометрических данных, где среди прочего требует обязательно указывать национальность. Политик Эдиль Байсалов говорит, что этот пункт нарушает Конституцию.

209042_10150211775436197_6742025_oНачну с того, что мы должны исходить из стародавних устоев, сложившихся во времена Советского союза — там был такой пункт, который так и назывался «5-й пункт» и давал право во всех государственных учреждениях собирать данные про этническую принадлежность.

Это было в той стране, которую многие называли тоталитарной, многие наоборот — высказывались за эту графу и говорили, что это способствует сохранению исторической памяти, чтобы малые народности не затирались, не ассимилировались.

Много было споров.

Таким образом 5-й пункт перешел к нам. Однако, потом наступили новые времена — наша страна официально провозглашает себя демократическим государством, у нас запрещается этническая дискриминация, и много другого декларируется на этот счёт.

Несмотря на это, у нас происходили трагедии, разгорались кровавые события на нашей земле — и всё это на национальной почве. И вот мы, наконец-то, пришли к Конституции 2010 года, которая официально, на высшем уровне, одним из главных принципов ввела пункт, согласно которому, «никто не может быть принужден к указанию своей национальности».

Опрос: Бишкекчане о сборе биометрических данных

Соответственно, факт того, что в спешке принимается закон о биометрических данных, а потом, на его основании, принимается постановление о порядке сбора данных — вызывает недоумение.

Вполне возможно, мне в глаза пункт не бросился бы, если он не стоял одним из первых — мало ли что там, ведь собирается большое количество данных. Но нет, создается впечатление, что сразу же за моей фамилией они хотят знать мою национальность.

Ведь есть объективные данные — пол, дата рождения, информация о родителях, детях — эти данные важнее. Однако, они прописали этот пункт одним из первых в своём постановлении и это бросилось в глаза.

Все мы помним положение о паспортизации, где говорится о том, что национальность указывается по желанию гражданина: захочет — укажет, не захочет — не будет указывать.

Поэтому, скорее всего, найдутся здравые люди, которые будут оспаривать этот список данных, обязательных к сдаче, либо убеждать Жогорку Кенеш напрямую отказаться от этой процедуры. В противном случае, придется решать проблему в Конституционной палате.

В одном из обсуждений, в котором участвовал депутат Дастан Бекешев (фракция «Ар-Намыс»), я поставил этот вопрос, и он сообщил, что в ходе обсуждения этого закона в июне 2014 года, он также ставил под сомнение вопрос о необходимости выпячивания этой графы, однако коллеги-депутаты переубедили его тогда, и закон был принят. А ведь он, как я и указывал ранее, имеет антиконституционные пункты.

Что меня больше всего беспокоит и пугает в этом моменте?

Некомпетентность нынешнего состава правительства. Ведь это его наиболее важный проект — сбор биометрических данных. Судьба этого кабинета министров от него зависит, и именно поэтому на реализацию были брошены все ресурсы, была потрачена уйма человеко-часов и миллионы долларов, и, в итоге, получился вот этот порядок, который составлен просто безграмотно.

Можно, в конце концов, собирать размеры черепа, однако кого это будет интересовать? Какое это имеет значение для государства? Вот и с «5-м пунктом» так же.