«Пиксели»: мал, да удал

В прошлый четверг стартовал прокат фильма «Пиксели» об оживших героях классических аркадных игр. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев считает, что из этого фильма получилась одна из немногих удачных экранизаций видеоигр.

У экранизаций видеоигр долгая и не совсем удачная история. За прошедшие десятилетия, на которые и приходится пик развития игроиндустрии, появились как «трешовые» экранизации Уве Болла («Постал», «Бладрэйн»), так и голливудские блокбастеры («Принц Персии» с Джейком Джилленхолом, «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли).

Однако в большинстве своём они оказывались либо отвратительными (как, например, голливудские «Хитмэн» и «Макс Пэйн»), либо неканоничными (как, например, «Обитель зла»). Были и более-менее сносные случаи — недавняя «Need for Speed: Жажда скорости», возможно, не смогла сравниться по уровню пафоса и зрелищности с «Форсажем», но бережно отнеслась к первоисточнику и получилась вполне удовлетворительной.

Читать по теме: обзор фильма «Need for Speed: Жажда скорости»

С «Пикселями», впрочем, история носит немного другой характер. Это не прямая экранизация какой-то культовой игры: по сюжету на нашу планету нападает инопланетная цивилизация, которая приняла обличие героев классических аркадных автоматов.

Сюжет здесь предсказуем, напичкан не очень оригинальным юмором (но от фильмов с Адамом Сэндлером, который здесь исполняет главную роль, иного уже и не ждешь) и развивается с вполне архетипичными комическими персонажами: ботан-герой, красавица-мать-одиночка и так далее.

pixels-movie-7-1500x844

С историей и сценарием проблем практически нет: это просто тот самый плоский и удовлетворительный уровень, на котором можно разворачивать зрелищность. И вот с ней фильм действительно раскрывается.

У «Пикселей» нет мегаломанского размаха «Мстителей», но камерные, трогательные и смешные сцены поединков бывших геймеров с Пак-Мэном и Донки Конгом обставлены чарующе.

Во-первых, здесь нет условностей: игровые ситуации в реальной жизни работают по тем самым правилам классических аркад. Бережно воссозданные уровни из Galaga, Donkey Kong и Pac-Man греют душу.

pixels-stereo-champions-3-movie-photo

Во-вторых, выглядит всё это смешно и доступно для каждого зрителя. Возможно, именно этого не хватало аудитории — после трехэтажных взрывов, схваток с серьезным лицом и сражений сверхлюдей с миллиардерами «Пиксели» кажутся глотком свежего воздуха. Комичная зрелищность фильма выбивается среди ряда блокбастеров последних лет.

При этом ориентирован в большей степени этот фильм на игроков — и не только бывших, но и нынешних. Несмотря на то, что в центре сюжета всего четыре классические аркады, создатели фильма регулярно упоминают игры самых разных эпох.

vQhVToh7vdnb.878x0.Z-Z96KYq

Но делал это, например, и мультфильм «Ральф». Второе ключевое преимущество «Пикселей» — это использование игр и их культурных образов как изящных инструментов. Если «Ральф» был просто богат на реверансы в сторону культовых игровых проектов, то «Пиксели» этими реверансами выдают и ницшеанские идеи, и социальные проблемы, и алармистские предупреждения. Выполнено это, конечно, на самом доходчивом для зрителя уровне, но остается безусловным плюсом фильма.

Главное в «Пикселях» — это вытерпеть совершенно безликую и шаблонную вступительную часть, которая растягивается на сорок минут. После начинается сеанс непрерывного детского счастья, работающего даже без ностальгического настроя.