Триллер «Комната» обошел стороной не только бишкекский, но и российский прокат. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев считает это одним из самых важных упущений прокатного сезона.

Не знаю, по какой причине фильм «Комната» не попал в российский прокат (а потому, соответственно, и в наш). Но она кроется, можно быть уверенным, совсем не в недружелюбности или несоответствующем формате картины.

«Комната» — нетривиальный фильм о похищенной женщине, впоследствии прожившей семь лет в запертой комнате. Там же она вырастила сына, который верит, что весь мир — это и есть та самая комната.

Любопытный сюжет здесь — не ловкий обманный крючок, которым, например, приманил зрителей прошлогодний непростой «Лобстер». Пусть «Комната» в финале и не оказывается каноничным голливудским триллером (сказать по правде, это даже и не голливудский фильм), но выглядит и смотрится она очень приземленно.

Там, где от нее ожидаешь мощного саспенса, картина его дает, а потом чередует с драматическими и даже хоррорными сценами. Никаких заумных заигрываний с формой или религиозных подтекстов.

В таком виде «Комната» — это просто очень бодрый, в меру оригинальный триллер, по всем характеристикам напоминающий «Пленниц» Дени Вильнева. Оба фильма связывают не только завязка о похищениях и цветовая палитра, но и методы повествования. «Комната», как и картина Вильнева, не пытается прыгнуть выше головы и напичкаться образностью и метафоричностью сверх меры, а скорее берет уровнем драматургии и прямолинейностью.

room

Но здесь и начинаются различия между этими двумя фильмами. Если «Пленницы» берут очень агрессивным, дискофмортным нарративом, то «Комната» скорее давит на жалость и выстраивает очень тесные ассоциации у зрителя. Недаром в слоган тизера вынесена не случайная фраза о сущности мира или аморальности похищений, а именно строчка Love has no boundaries, «У любви нет границ».

От «Комнаты» не получаешь неких размышлений на тему того, как устроен наш мир (ведь главный герой фильма это не двадцатичетырехлетняя девушка, а маленький мальчик, которому приходится адаптироваться под неприветливую действительность). Напротив, именно этот аспект фильм затрагивает меньше всего, выводя на первый план неочевидный посыл о материнской любви.

И данный факт говорит сам за себя. Очень трудно обвинить «Комнату» в том, что это плохое развлекательное кино — оно очень талантливыми методами удерживает у экрана. Но еще труднее упрекнуть фильм в пустословии: это не очередной голливудский таймкиллер, а достойный номинант «Оскара» (на который «Комната» претендует в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль» и «Лучший адаптированный сценарий»).

В то же время легко понять, что некоторых «Комната» сильно разочарует. После очень бодрой завязки и кульминации, которые занимают лишь треть хронометража, оставшийся час с лишним идет пространная развязка. На него и приходится главная смысловая нагрузка фильма, которая плохо рифмуется с общим настроением, заданным первой половиной картины.

3052517-inline-i-2-emma-donoghue-and-room

Можно было бы еще посидеть и погадать, насколько компромиссный формат «Комнаты» сыграет на руку в «оскаровской» гонке, но шансов в основной категории у фильма в любом случае катастрофически мало.

«Комната», в принципе, в любой из вышеперечисленных категорий скорее аутсайдер, нежели темная лошадка — за исключением актерской номинации. Пусть в этом году у Бри Ларсон будут конкурентки в лице Кэйт Бланшетт из восхитительной «Кэрол» и Дженнифер Лоуренс из «Джой», этот факт не помешал ей месяцом ранее получить «Золотой глобус».