Когда я был маленьким мальчиком, я обожал 9 мая – главным образом потому, что в это время года по телевизору крутили многосерийные документальные фильмы про войну. В то время американские боевики были еще малодоступны, и поэтому «План Барбаросса» был для меня как «Трансформеры» для современных детей.

На самом деле, эти советские фильмы не сильно отличались от американских комиксов: там тоже на мирных добрых людей нападает обладающий непреодолимой силой вероломный враг, однако врага чудесным образом побеждают и тем самым спасают весь мир благородные герои под предводительством мудрого вождя.
В качестве мудрого вождя вместо черного президента в советских комиксах – Сталин в кителе, с трубкой и грузинским акцентом. Ну, известно, что все мифы строятся по одним и тем же принципам.
Кадры с бомбардировками, артиллерийскими обстрелами, танковыми колоннами чрезвычайно возбуждали мое мальчишеское воображение. «За Родину! За Сталина!», кричал я и прыгал перед нашим черно-белым телевизором «Рекорд», изображая выскакивающего из окопов киношного комиссара.
Став немного старше, я уже плакал над фильмом «А зори здесь тихие». В 9 лет, когда меня спросили в школе – какая твоя любимая книга – я ответил не «Три мушкетера» и не «Таинственный остров», а «Повесть о настоящем человеке». Был я, в общем, нормальным советским мальчиком, свято верившим в героический подвиг советского народа.
Вскоре советского народа не стало, и нам на школьных уроках истории начали показывать совсем другую сторону той войны: про советскую дружбу с Гитлером, некомпетентность советского командования, многомиллионные бессмысленные потери, заградотряды и т.д.
Мы читали Солженицына, Астафьева, Суворова. (Мне жаль молодых, выросших в 2000-е годы под влиянием зомби-тв и впадающих в истерику от фактов, которые мое поколение проходило еще в 7 классе школы). И все же, эти новые знания не поколебали моей гордости за великую Победу. Пусть победили мы с большой кровью и гнусными вождями, думал я, но все же победили фашизм, освободили Европу.

Все изменилось, когда я поехал учиться в Будапешт. В нашем университете большинство студентов было из Восточной и Центральной Европы, и я сразу заметил, как холодно относились они ко всему, что связано с Россией. Я не мог этого понять («ведь СССР уже нет»), но вскоре понял.
Как-то я поспорил о войне то ли с румыном, то ли с поляком. «Почему вы так неблагодарны России за то, что она освободила вас”, вопрошал я этого студента. А он мне сказал:
– Освободить значит принести свободу. Разве Россия принесла свободу моей стране?
Я не смог ничего ответить. Я был поражен тем, что никогда не задумывался над таким очевидным фактом. Освободить значит принести свободу.
СССР не принес свободу Восточной Европе, СССР оккупировал Восточную Европу и держал ее в подчинении грубой военной силой, жестоко подавляя любые попытки восточных европейцев приобрести какую-нибудь самостоятельность от Кремля. Значит, Красная Армия была не армией освободителей, а армией оккупантов.
Я тогда наверное впервые смог посмотреть на СССР извне, глазами других народов.
Я смог поставить себя на место чехов, венгров или прибалтов и ощутить их обиду и горечь от того, что какой-то ублюдочный режим, уродливый мутант человеческой истории украл у них 40 лет свободы и прогресса, которыми наслаждались их западные соседи и родственники по европейской семье.
Хороша же была победа, в результате которой анти-человеческий тоталитарный строй захватил почти пол-мира и 40 лет держал человечество на грани ядерного Холокоста!
***

Год назад я написал статью о двух простых фактах: о том, что СССР начал и закончил Вторую Мировую Войну агрессором и оккупантом. Некий Дмитрий Орлов дал «опровержение». Разумеется, никакого опровержения у него не получилось, просто потому что невозможно опровергнуть тот факт, что СССР в начале войны сговорившись с Гитлером захватил восточные области Польши, Румынии и Финляндии, Литву, Латвию и Эстонию, а в конце войны оккупировал Прибалтику, Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию, Чехию, Словакию и Восточную Германию.
Вместо опровержений этот кремлевский пропагандист дал различные оправдания вроде: «это были исконно русские земли», «другие тоже так делали», «да они сами были счастливы присоединиться», «ну это же хорошо, что мы отодвинули границу подальше» и т.д.
Как можно заметить, эти оправдания один в один совпадают с оправданиями российской оккупации и аннексии Крыма.
***
Конечно, фашизм нужно было побеждать, и хорошо, что СССР одержал победу над фашизмом. В этом не может быть никаких сомнений. Человечество в долгу перед миллионами советских людей, сложивших свои головы в этой ужасной войне.
Этот долг требует того, чтобы бережно восстановить правду о войне, очистить ее от наноса многолетней советской и путинской пропаганды.
Нужно рассказывать обо всем. И о том, как заградотряды гнали красноармейцев прокладывать своими трупами пути через минные поля («завалили немцев трупами» – это слова не западной пропаганды, а реальных советских фронтовиков). И о том, как мародерствовали и насиловали женщин красноармейцы в побежденной Германии.
***
Как-то у меня был немецкий коллега, молодой хороший парень. Однажды он мне рассказал, что его дед воевал где-то под Одессой и чудом вернулся домой живым. «И хорошо, что вернулся живым», подумал я. Ведь если бы его дед не вернулся, этого хорошего парня не было бы. С другой стороны, из-за его деда наверное не родились другие хорошие люди.
Сложно это все. О какой победе тут можно говорить? Это же была братоубийственная война, одни дети Адама убивали других…
В этот день я рад, что мой дедушка вернулся живым. Если бы он погиб, меня бы не было. Я рад за всех дедушек, воевавших в той войне и вернувшихся живыми, независимо от того, на чьей стороне они воевали. Я рад, что та война давным давно закончилась, и что мое поколение не боится мировой войны и концлагерей. Пусть все это останется в прошлом.
По теме: