Столичная школа-гимназия №29 и ее директор Бахтияр Кадыров за последнюю неделю привлекли внимание общественности и СМИ. Внимание журналистов «Клоопа» гимназия привлекла, когда в сети появилось видео о нехватке мест для учеников в этой школе. Посмотрев этот ролик, мы решили провести опрос у ворот разных школ Бишкека и узнать у родителей учеников, сколько детей учатся в их классе.
Одной из школ, рядом с которой мы делали опрос, стала школа-гимназия №29. Однако как только мы заговорили с родителями учеников, к нам решительно подошла женщина и заявила, что вести съемку запрещено, так как у нас нет на это разрешения. Она пригрозила, что сейчас нас заберут в Госкомитет нацбезопасности, где работает один из родителей учеников. «Я вызываю службу ГКНБ», — заявила она. Слышать это было странно, потому что мы опрашивали взрослых людей, родителей учеников, стоя на тротуаре у ворот школы за ее оградой — то есть в общественном месте.
Позже дама несколько смягчилась и представилась: Мадина Кадырова, член родительского комитета школы. Тем не менее, в присутствии Кадыровой родители учеников ощущали себя скованно, неохотно отвечали на наши вопросы и нам пришлось уйти.
Спустя всего пару дней, школа №29 снова привлекла наше внимание: телеграм-канал «Апрель ТВ» опубликовал приказ директора школы Бахтияра Кадырова, который запрещает родителям школьников создавать групповые чаты в WhatsApp без участия классного руководителя. При этом сам приказ датируется сентябрем 2021 года.
По словам юристки Фатимы Якупбаевой, такой приказ — «это превышение должностных полномочий директора» и является незаконным.
«Ограничивать свободу слова и формы передачи информации можно только на основании законов и судебных актов, а не приказов», — сказала она в интервью «Клоопу».
Мадина Кадырова сообщила «Клоопу», что документ разработан по инициативе родителей школьников, соцпедагога и администрации гимназии.
«Дело в том, что без классного руководителя родитель не сможет получить правильную и достоверную информацию», – заявила она. По словам Кадыровой, приказ по-прежнему висит на стендах школы.
«Из-за того, что сегодня же свобода слова»
В Министерстве образования и науки, куда «Клооп» обратился за комментарием, открестились от какой-либо причастности к приказу Кадырова, но при этом воздержались от оценок его законности.
Начальник управления политики школьного образования и книгоиздания Минобразования Самаркуль Умралиева назвала документ инициативой руководства школы и заверила, что со стороны министерства такого приказа не было. При этом чиновница предположила, что документ директор школы издал в целях информационной и психологической защиты детей.
«Возможно были конфликтные случаи в школе, — рассуждает Умралиева. Из-за того, что сегодня же свобода слова. И родители допустили, видимо, ряд нарушений этических норм в отношении детей или родителей».
В министерстве добавили, что выясняют обстоятельства создания такого приказа.
Директор школы Бахтияр Кадыров заявил «Клоопу», что подписать сомнительный документ его побудили унижения в адрес учителей и учеников школы в чатах со стороны других ее учеников.
«Многие родители обращались к нам, чтобы мы это урегулировали. Дети создавали группы и, уже находясь дома, устраивали полный беспредел. И родители были в шоке. Они попросили, чтобы мы регулировали, чтобы участвовал классный руководитель и представитель ИДН. И потом, это не закон. Да мы хотим, чтобы групп, где учителя оскорбляют, не было. Мы пытаемся [этого добиться], но даже так группы дальше создаются, кто захочет все равно создаст группу», — сказал директор школы.
При этом осталось непонятным, почему, если унизительный контент распространяли ученики школы, приказ Кадырова запрещает создавать чаты их родителям, которые сами, по его словам, этому ужасались.
«Если бы был интерес, мы бы ездили на машинах крутых»
Приказ Кадырова — не единственное, чем отметилась в эти дни школа №29. 8 сентября на очередном заседании парламента депутатка Шарапаткан Мажитова обвинила директора школы в коррупции, и заявила, что в ней участвует его жена Мадина.
«Его жена Мадина Джураева управляет хозяйственными делами. Для того чтобы попасть в школу, необходимо заплатить от 25 тысяч до 30 тысяч сомов. Кроме того, с каждого ребенка требуют по 5 тысяч сомов в школьный фонд», — сказала она на заседании парламента.
Кадыров назвал эти обвинения «политическим вопросом». По его словам, заявления о коррупции поступают в его адрес на протяжении 10 лет, но они бездоказательны.
«Говорят, что вот мы берем деньги, но доказательств ни у кого никаких нет. Это все такая политическая возня. Лучший же способ взять и облить грязью. Да, говорят, я 30 лет в школе. Но я не пенсионер, а с 2010 по 2015 год я уходил [с поста директора], так как был депутатом. Потом я вернулся, потом в 2021 году я уходил на выборы от партии “Ата-Журт — Кыргызстан”, и конечно, покинул по закону должность. Полгода был выборный процесс, после того как я не прошел в парламент, меня назначили директором», — сказал он.
То, что Мадина Кадырова — не только член родительского комитета школы, но и жена директора, журналистам «Клоопа» подтвердил сам Бахтияр Кадыров.
По словам юристки Фатимы Якупбаевой, в том что Мадина Кадырова является членом родительского комитета будучи женой директора школы, нет конфликта интересов. Она добавила, что конфликт мог бы быть, если бы Кадырова была в попечительском совете школы.
«В законе о конфликте интересов запрет только тогда, когда можно доказать личную заинтересованность», — подчеркнула юристка.
Сам директор школы также не видит конфликта интересов. Критерием его отсутствия он считает то, что у него и у его жены нет дорогих машин.
«Если бы был интерес, мы бы ездили на машинах крутых. Мы ездим на маршрутках или такси. У нас нет частной школы или больших приобретений. Все что мы заработали было в прошлом, в 90-е годы, когда занимались коммерцией. Это сразу слух режет. Это идет как стереотип уже. У нас различные ситуации бывают, это все коллегиально решается, и это все вне школы. Интересы есть только в том, чтобы улучшить школу», — сказал директор.
По данным реестра Минюста, Мадина Кадырова имеет бизнес. Ее компания «МадиКад» занимается оптовой торговлей. Бахтияр Кадыров был членом Центральной избирательной комиссии и занимает должность директора школы №29 около 25 лет. С 2010 по 2015 годы Кадыров был депутатом Жогорку Кенеша, имеет знак Отличник образования и Заслуженный учитель 2008 года.
Кадыров остался на должности директора школы и после указа президента, согласно которому всех директоров школ, проработавших более пяти лет, снимают с должностей. На вакантные места директоров объявляли тестирование, которое Кадырову проходить не пришлось. Как заявили изданию Kaktus.Media в муниципалитете, Кадыров еще не отработал пятилетний срок, после которого должен уйти с должности.
«Школа переполнена, но люди идут»
Школы Бишкека переполнены учениками, и школа №29 не стала исключением. По словам Кадырова, в его школе 3 400 учащихся, в то время как проектная мощность здания составляет всего 550 учеников.
Кадыров рассказал, что с такой нагрузкой они справляются благодаря двум сменам в школе — утренней и послеобеденной.
«Но люди идут, значит доверяют. Детям интересно, если бы детям было не интересно, они бы не сидели. Тут собран коллектив профессионалов, который дает хорошее образование», — так описал Кадыров ситуацию с приходом новых учащихся.
Единственное, что может решить проблему переполненности существующих школ — это постройка новых. Еще в конце апреля президент Садыр Жапаров заявил, что чуть более чем за полтора года – с октября 2020 по апрель 2022 года – в Кыргызстане завершили постройку 68 школ. И все из них возведены за счет республиканского бюджета.
Однако «Клооп» и «Школа данных» выяснили, что президент как минимум преувеличил количество построенных школ за этот период. При этом социальная инфраструктура силовых ведомств — ведомственные офисы, спортзалы, места отдыха — успешно расширяется по всей стране.
А близкий друг президента, глава ГКНБ Камчыбек Ташиев отчитался, что с 2021 года в стране построено около 50 новых зданий для чекистов. В церемониях открытия некоторых зданий принимал участия как сам Ташиев, так и президент Садыр Жапаров.
Соавтор: Канышай Балкыбекова