Не «изнасилование», а «понуждение». Как судьи скостили срок милиционерам, полгода насиловавшим 13-летнюю девочку

Митинг за защиту детей у Свердловского райсуда Бишкека. Фото: Алымбек Кенешов/ Kloop.

Осторожно! Текст может быть триггерным. Если вы не готовы читать подробности о сексуальном насилии, то вам лучше выбрать другую статью на нашем сайте.

Горсуд Бишкека сократил с 15 лет до 9 и 6 лет лишение свободы двум милиционерам, почти полгода насиловавшим 13-летнюю девочку. Как объясняют судьи, следствие предъявило им обвинение в «Понуждении к действиям сексуального характера», а не в «Изнасиловании». Разница между этими статьями в том, что «понуждение» происходит без применения силы. Но показания девочки свидетельствуют о том, что физическое насилие было. По словам отца, дочь не раз пыталась покончить с собой. Родители девочки убеждены, что судьи получили взятку. Те обвинения опровергают.

Запугали наказанием за кражу наушников и насиловали полгода

Об изнасиловании 13-летней девочки двумя сотрудниками милиции стало известно в феврале 2022 года. Позже выяснилось, что девочка подвергалась сексуальным издевательствам с августа 2021 года. Пострадавшая жила в районе рынка «Дордой» с бабушкой и старшим братом. Все это время отец девочки работал в России, а мать постоянно лечилась в стационаре от заболевания печени.

По словам девочки, продавец в на рынке «Дордой» обвинил ее в краже наушников и передал 40-летнему местному охраннику, который напугал ее длительным тюремным заключением, а потом, скрутив ей руки в машине, изнасиловал. По словам отца пострадавшей, воспользовавшись тем, что девочка напугана, охранник и двое милиционеров несколько месяцев запугивали и насиловали его дочь, передавая друг другу и третьим лицам. Среди них был парень 2003 года рождения, который работал официантом одного из отелей на Ошском рынке.

В конце февраля 2022 года журналист Адыл Акжол уулу разместил об этой истории пост у себя в Фейсбуке. В начале марта стало известно, что по этому делу задержан 34-летний участковый УВД Свердловского района Бишкека. К середине месяца был задержан еще один милиционер — 39-летний инспектор Инспекции по делам несовершеннолетних УВД Ленинского района Бишкека. Всего по этому делу задержали четверых мужчин.

30 августа 2022 года Свердловский райсуд Бишкека приговорил охранника к десяти годам, а двух милиционеров — к 15 годам колонии общего режима. Также Первомайский суд приговорил к 8 годам лишения свободы и официанта. Суд также постановил, что обвиняемые выплатят потерпевшей стороне по 100 тысяч сомов каждый в качестве компенсации за моральный ущерб.

Однако двое осужденных подали апелляции, и 12 января 2023 года Бишкекский горсуд сократил милиционерам срок. В итоге одного из милиционеров приговорили к 6 годам, а второго — к 9 годам колонии общего режима. При этом охранник рынка, не работавший в милиции, так и остался осужденным на 10 лет.

Мы взяток не брали, дело в редакциях Уголовного кодекса

Сокращение сроков по столь серьезному преступлению возмутило многих. Отец девочки уверен, что последнее решение суда — результат подкупа.

Из-за широкого резонанса 16 января судьи Бишкекского госуда созвали пресс-конференцию, где заявили, что некоторые СМИ «неправильно интерпретировали» мягкое обвинение бывшим милиционерам. Но попытки судьи Мирада Динеева объяснить, почему им смягчили срок, лишь вызвали новые вопросы.

«Квалификация звучит так, — объясняет Динеев. — “Понуждение к действиям сексуального характера путем шантажа, либо использования материальной или иной зависимости потерпевшей, при отсутствии признаков изнасилования, совершенного в отношении ребенка, не достигшего 14-летнего возраста”. То есть оно имеет отличие от статьи “Изнасилование” […] Данное преступление было совершено в 2021 году, то есть до вступления в силу нового Уголовного кодекса. В соответствии с УК КР, закон, отягчающий или ужесточающий положение обвиняемого, не имеет обратной силы […] [Судьями в новом решении] был применен тот закон, который действовал на момент совершения преступления», — говорит судья.

По его словам, суд первой инстанции должен был переквалифицировать дело на статью «Понуждение к действиям сексуального характера» в старой редакции УК, но применил другую статью — «Действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста».

«[Тем самым] судом первой инстанции положение обвиняемых было отягчено и применено более строгое наказание. А это запрещается законом. В суде второй инстанции мы в ответственном порядке имеем право рассматривать дело по апелляционной жалобе и проверять законность и обоснованность вынесенного решения судом первой инстанции. То, что нами и было сделано. Мы провели оценку лишь в квалификации деянии и вынесли такое решение», — сказал он.

Динеев добавил, что охранник на рынке «Дордой», который является третьим осужденным по этому делу, не подавал апелляцию на решение суда первой инстанции и поэтому сроки изменили лишь милиционерам.

Также судья опроверг заявление родителей девочки, пострадавшей от сексуального насилия, о том, что сотрудники фемиды получили взятку за сокращение приговора милиционерам.

Иллюстрация: Татьяна Зеленская для ОФ «Открытая линия».

Что не так с решением обоих судов?

Почему городской судья Динеев считает, что районный суд не мог обвинить милиционеров в «действиях сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»? Этот вопрос так и повис в воздухе. Ведь эти действия и в самом деле были. А девочке было всего 13 лет — она и сейчас еще не достигла 16-ти.

Мало того, судя по показаниям потерпевшей, даже суд первой инстанции оказался слишком мягким по отношению к преступникам из МВД. Ведь если ребенку перед изнасилованием скрутили руки — это физическое насилие. А если есть физическое насилие, значит речь идет уже о другом составе преступления — это изнасилование.

Но Свердловский районный суд Бишкека судил милиционеров за «понуждение к действиям секусального характера» — то есть за действия, не связанные с применением физического насилия. И только в совокупности со статьей «превышение полномочий» это позволило районным судьям осудить преступников на действительно серьезный срок — 15 лет.

Тяжесть этого преступления огромна. «Дочка учится в школе во вторую смену, — рассказывала ее мать. — С уроков выходит вечером. Ее встречали сразу после школы и увозили на машине. Когда отказывалась, запугивали, что ее посадят. Дочь при нас показала следователю все места, где ее насиловали. На объездной дороге возле рынка, мусорном полигоне, поле с клубникой, за вулканизацией… Подлецы сломали крылья моему птенчику…Чтоб им не жить, у них у самих дочери, как они пошли на такое?»

По мнению главы общественного фонда Oasis Мээрим Осмоналиевой, у суда были все основания применить еще более строгую статью — «Торговля детьми».

«Во время консультаций с клиническим психологом пострадавшая дала показания, что практически все преступники, в том числе представителей правоохранительных органов применяли физическое насилие и угрожали ей расправой. Они скручивали руки и насиловали в машине, в безлюдных местах, в гостиницах. К сожалению, в нашей системе не развито понятие “торговли детьми”. Судья спокойно мог также всем предъявить обвинение по статье “Торговля детьми” Уголовного Кодекса, так как мы видим систематическое насилие и сексуальную эксплуатацию», — говорит она.

Как система защищает своих

Случаи, когда правоохранительная система пытается защитить своего человека, нередки. Например, ГКНБ почти два года не может завершить расследование по делу о халатности милиционеров при похищении Айзады Канатбековой, которую убил ее похититель.

Недавно стало известно, что Бакыт Матмусаев, которого сняли с поста начальник ГУВД Бишкека после убийства Канатбековой, снова работает в правоохранительных органах. В пресс-службе МВД «Клоопу» сообщили, что Матмусаев сейчас командир отряда специальных операций «Шумкар» при МВД.

Бакыт Матмусаев и Садыр Жапаров на открытии новой казармы для военнослужащих Внутренних войск МВД 29 декабря 2022 года. Фото: пресс-служба президента.

До сих пор работает в правоохранительных органах и Марлис Асанов. Его сняли с поста замглавы ГУВД Чуйской области в 2018 году после убийства прямо в отделении милиции 19-летней Бурулай Турдалы кызы. Девушка, также как Айзаду Канатбекову, похитили для принудительного вступления в брак. Недавно Асанова назначили начальником управления внутренних дел города Ош.

Авторы: Мундузбек Калыков, Виктор Мухин