Оригинал материала опубликован на сайте инициативы Peshcom
«Садыр! Садыр! Садыр!» — скандирует толпа возле дома правительства на Старой площади, требуя, чтобы к ним вышел президент Садыр Жапаров. Участники мирного митинга — жители жилого массива «Ак-Ордо», а точнее той его части, что еще не входит в границы Бишкека. Они просят у президента, чтобы им выдали «красные книги»* на землю и включили их часть новостройки в состав столицы.
*Красная книга — документ, подтверждающий право собственности на землю.
Садыр Жапаров побывал в этом жилмассиве спустя полгода и пообещал решить проблемы жителей. Но, по его словам, прежде чем включать новостройки в границы Бишкека, нужно решить вопросы с участками и документами. Для этого жители, которые терпели много лет, должны потерпеть еще год-два.
Вокруг Бишкека уже более двадцати лет существуют десятки жилмассивов. Они растут, застраиваются и, если повезет, становятся частью города. При этом проблемы нехватки воды или доступности транспорта копятся там из года в год.
Журналисты Peshcom изучили, как расширялся Бишкек за счет новых жилмассивов, и успевает ли за этим процессом городская инфраструктура.
Как растет Бишкек?
За последние 24 года площадь города увеличилась в полтора раза. Сейчас она составляет более 187 квадратных километров — это почти как семь тысяч стадионов имени Долона Омурзакова (бывший стадион «Спартак»).
Население города за это время тоже выросло в полтора раза. Сейчас в Бишкеке только официально живут более 1,15 миллиона человек. При этом, более 200 тысяч из них – как раз в городских жилмассивах.
Официально в границы города входит 57* жилых массивов, большая часть из них находится в Первомайском и Свердловском районах — 20 и 16 соответственно. Все жилмассивы Бишкека занимают почти 30% площади столицы.
*По данным Бишкекглавархитектуры (БГА) на июнь 2023 года, в административные границы Бишкека входит 57 жилых массивов и кварталов. Помимо них есть еще участки, внесенные ведомством в список жилмассивов, границы или названия которых БГА не уточняет — их мы не считаем.
Благодаря исследованию данных по изменению землепользования, полученных при помощи спутниковой программы Landsat, можно увидеть, как застраивался пригород столицы с 2000 года. Большая часть новостроек — это уже Бишкек, а другие территории могут потенциально войти в его границы*.
*Визуализировать, где проходят актуальные на сегодня границы Бишкека, мы не можем. Согласно ответу БГА, в последний раз комиссия уточняла границы города еще в 2019 году, после чего передала все документы в мэрию — там их до сих пор не утвердили, а сами материалы по границам города из-за этого имеют статус «для служебного пользования» и не подлежат распространению.
Наш анализ показывает, что стремительный процесс урбанизации и рост населения опережают развитие инфраструктуры. Из-за этого горожане испытывают проблемы, например, с доступом к воде, отсутствием газа или комфортного транспорта.
Перебои с водой
Жители новостроек Бишкека и близлежащих сел часто остаются без питьевой воды, особенно в весенне-летний период.
Так, нынешним летом люди даже начали перекрывать дороги в знак протеста против перебоев с водой. В начале июня улицу Жайыл Баатыра перегородили жители жилмассива «Арча-Бешик», а в середине июля — села «Селекционное» на юго-западе Бишкека. В ответ на последний протест милиция заключила троих человек под стражу.
Мэрия считает, что у нехватки воды есть несколько причин: из-за роста жилмассивов и строительства новых многоэтажек растет количество потребителей, а из-за разрушенной арычной системы люди используют питьевую воду для полива приусадебных участков.
Число потребителей питьевой воды Бишкекводоканала — более 775 тысяч, хотя их реальное число может быть выше. Уже сейчас официально жители Бишкека расходуют в месяц 11,6 млн кубометров питьевой воды — а это почти ¼ объема Нижне-Ала-Арчинского водохранилища близ столицы.
Фактическое потребление воды в итоге превышает допустимые нормы как минимум в два раза.
Такая нагрузка на систему водоснабжения приводит к постоянным перебоям с подачей воды. Также на проблему влияет плохое состояние инженерных сетей — система была построена еще в советское время. Сейчас изношенность водопровода составляет 80%.
Начальник Бишкекводоканала Таалайбек Орозов признается, что из-за «геометрической прогрессии роста Бишкека» и увеличения водопотребления, уже сейчас добываемой с нескольких водозаборов воды не хватает. Поэтому, по его мнению, необходимо строить новые водозаборы, а для этого нужны деньги и «поддержка на уровне правительства».
Учитывая, что добываемой воды не хватает уже сегодня, в будущем растущие жилмассивы могут остаться без нее.
Газификация ≠ газ в доме
Помимо чистой питьевой воды, муниципалитет должен обеспечивать людей доступом к энергии для приготовления пищи и отопления, в первую очередь — природным газом. Однако проводить газ на окраины города начали лишь недавно — в 2016 году.
Чтобы узнать, в каких жилых массивах газ уже проведен, а в каких его еще нет, мы изучили отчеты «Газпрома» и новостные сводки.
Выяснилось, что на 2023 год в Бишкеке не газифицирован как минимум каждый четвертый жилмассив.
При этом наличие газопровода в жилмассиве не означает, что все жители сразу смогут воспользоваться им.
«Газпром» — главный поставщик газа в стране — прокладывает вдоль улиц лишь трубы, а проводить его к себе в дом люди должны самостоятельно. Поскольку такая услуга стоит более 100 тысяч сомов на один дом, мэрия начала встречаться с жителями жилмассивов и предлагать им брать льготные кредиты на газификацию.
В жилмассивах без газа люди вынуждены отапливать дома углем, зачастую некачественным. Также для отопления используют резину, ткань и промышленные отходы. Все это является основным источником загрязнения воздуха в Бишкеке — к такому выводу пришли авторы исследования из Финского метеорологического института в 2022 году.
Поэтому проблема газификации все еще актуальна даже в тех жилмассивах, где газ уже проведен вдоль улиц. Задышать полной грудью зимой в Бишкеке мы, вероятно, сможем не скоро.
Нехватка транспорта
Только поехав в час-пик на маршрутке в жилмассив, можно познать весь ад бишкекского общественного транспорта. Жителям новостроек, которые ездят на нем на работу и обратно, не позавидуешь. Несмотря на то, что Бишкек оброс жилмассивами со всех сторон, асфальтированные дороги там появляются со скоростью улитки. А отсутствие дорог, по информации мэрии, одна из причин, почему автобусы и троллейбусы не ездят в дальние жилмассивы.
Именно троллейбусы — самый экологичный, удобный и вместительный городской транспорт, который есть в Бишкеке на сегодняшний день. Сейчас в столице есть лишь 10 троллейбусных маршрутов, по которым курсируют около 125 единиц транспорта.
Мы нанесли все маршруты и остановки троллейбусов Бишкека на карту и выяснили, что в основном они сосредоточены в центре города. Лишь несколько троллейбусов ездят в районы жилмассивов, но как правило, не заезжают вглубь.
При этом, согласно строительным нормам, остановки должны быть не дальше 500 метров от дома или в шести-семи минутах ходьбы.
Оказалось, что в 42 жилмассивах из 57 дойти пешком до остановок троллейбусов не получится.
В оставшихся 15 жилмассивах доступность остановок троллейбусов охватывает не более 20% территории жилмассива. Например, если вы живете в южной части жилмассива «Ак-Өргө», то чтобы дойти до ближайшей остановки троллейбуса, вам надо идти 25-30 минут.
С автобусами дела обстоят немного лучше. Автобусных маршрутов в Бишкеке 25, по ним курсируют около 257 автобусов. Они доезжают до многих жилмассивов и даже заезжают вглубь. Однако жители 12* из 57 новостроек Бишкека не могут воспользоваться и этим видом транспорта.
*Несколько жилмассивов находятся вдоль автобусных маршрутов, но возле них нет остановок — в таких случаях для целей анализа мы считаем, что жители не могут воспользоваться автобусами. При этом мы понимаем, что посадка и высадка по этим маршрутам может осуществляться в неположенных местах.
Согласно нашему анализу, жители лишь нескольких бишкекских новостроек могут дойти пешком до остановки, не преодолевая больше 500 метров — они проживают в маленьких жилмассивах «Челябинский», «Измайловский» и «Хабитат» на севере города. Эти жилмассивы расположены недалеко от БЧК и находятся рядом с улицами, где есть большой автомобильный трафик.
В оставшихся жилмассивах доступность автобусных остановок покрывает не более 55% их территории.
Проблема с общественным транспортом также в том, что в городе не хватает подвижного состава. По данным мэрии, Бишкеку необходимо как минимум 1500 автобусов и троллейбусов. Сейчас же их в четыре раза меньше.
Пока что, самый многочисленный городской транспорт — это маршрутки. Микроавтобусы ездят и в жилмассивы, но поскольку их нельзя назвать комфортным и безопасным транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров, их маршруты мы не анализировали.
Есть ли решение?
Проблемы с водой, газом и транспортом — лишь часть того, с чем сталкиваются люди, живущие в постоянно растущих жилмассивах города и пригороде.
Тот факт, что муниципалитет уже сейчас не поспевает за темпом их роста, говорит о том, что контролю застройки и планированию инфраструктуры нужно уделять гораздо больше внимания.
В программе развития Бишкека до 2026 года говорится, что бессистемная застройка сдерживает «прогрессивное» городское развитие. «Остро стоит вопрос развития периферийных частей и жилмассивов города, особенно в части обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой», — указано в документе.
Однако решение этих проблем описывается там обобщенно — соблюдать строительные нормы, прокладывать трубы, строить дороги и соцобъекты.
При этом учесть все перечисленные проблемы, спланировать рост и развитие инфраструктуры Бишкека может помочь новый Генплан города. За его разработку муниципалитет взялся в марте 2023 года. Учтет ли мэрия предыдущие ошибки?
Над материалом работали: Алексей Журавлев, Айгерим Рыскулбекова, Алтынай Ногойбаева
Дата-редакторка: Савия Хасанова
Редактура текста: Савия Хасанова, Рада Валентина кызы
Материал создан стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве с IDEM. Ментором программы выступает Савия Хасанова. Мнения и выводы в материале необязательно отражают мнение «Интерньюс» и его партнеров.