Фото: Анна Карамурзина
Оригинал материала опубликован на сайте инициативы Peshcom

«‎Садыр! Садыр! Садыр!» — скандирует толпа возле дома правительства на Старой площади, требуя, чтобы к ним вышел президент Садыр Жапаров. Участники мирного митинга — жители жилого массива «‎Ак-Ордо», а точнее той его части, что еще не входит в границы Бишкека. Они просят у президента, чтобы им выдали «‎красные книги»* на землю и включили их часть новостройки в состав столицы.

*Красная книга — документ, подтверждающий право собственности на землю.

Садыр Жапаров побывал в этом жилмассиве спустя полгода и пообещал решить проблемы жителей. Но, по его словам, прежде чем включать новостройки в границы Бишкека, нужно решить вопросы с участками и документами. Для этого жители, которые терпели много лет, должны потерпеть еще год-два.

Вокруг Бишкека уже более двадцати лет существуют десятки жилмассивов. Они растут, застраиваются и, если повезет, становятся частью города. При этом проблемы нехватки воды или доступности транспорта копятся там из года в год.

Журналисты Peshcom изучили, как расширялся Бишкек за счет новых жилмассивов, и успевает ли за этим процессом городская инфраструктура.

Как растет Бишкек?

За последние 24 года площадь города увеличилась в полтора раза. Сейчас она составляет более 187 квадратных километров — это почти как семь тысяч стадионов имени Долона Омурзакова (бывший стадион «‎Спартак»).

Население города за это время тоже выросло в полтора раза. Сейчас в Бишкеке только официально живут более 1,15 миллиона человек. При этом, более 200 тысяч из них – как раз в городских жилмассивах.

Официально в границы города входит 57* жилых массивов, большая часть из них находится в Первомайском и Свердловском районах — 20 и 16 соответственно. Все жилмассивы Бишкека занимают почти 30% площади столицы. 

*По данным Бишкекглавархитектуры (БГА) на июнь 2023 года, в административные границы Бишкека входит 57 жилых массивов и кварталов. Помимо них есть еще участки, внесенные ведомством в список жилмассивов, границы или названия которых БГА не уточняет — их мы не считаем.
Кликните на изображение, чтобы разглядеть его детально

Благодаря исследованию данных по изменению землепользования, полученных при помощи спутниковой программы Landsat, можно увидеть, как застраивался пригород столицы с 2000 года. Большая часть новостроек — это уже Бишкек, а другие территории могут потенциально войти в его границы*.

*Визуализировать, где проходят актуальные на сегодня границы Бишкека, мы не можем. Согласно ответу ‎БГА, в последний раз комиссия уточняла границы города еще в 2019 году, после чего передала все документы в мэрию — там их до сих пор не утвердили, а сами материалы по границам города из-за этого имеют статус «‎для служебного пользования» и не подлежат распространению.

Наш анализ показывает, что стремительный процесс урбанизации и рост населения опережают развитие инфраструктуры. Из-за этого горожане испытывают проблемы, например, с доступом к воде, отсутствием газа или комфортного транспорта.

Перебои с водой

Жители новостроек Бишкека и близлежащих сел часто остаются без питьевой воды, особенно в весенне-летний период.

Так, нынешним летом люди даже начали перекрывать дороги в знак протеста против перебоев с водой. В начале июня улицу Жайыл Баатыра перегородили жители жилмассива «‎Арча-Бешик», а в середине июля — села «Селекционное» на юго-западе Бишкека. В ответ на последний протест милиция заключила троих человек под стражу.

Мэрия считает, что у нехватки воды есть несколько причин: из-за роста жилмассивов и строительства новых многоэтажек растет количество потребителей, а из-за разрушенной арычной системы люди используют питьевую воду для полива приусадебных участков.

Число потребителей питьевой воды Бишкекводоканала — более 775 тысяч, хотя их реальное число может быть выше. Уже сейчас официально жители Бишкека расходуют в месяц 11,6 млн кубометров питьевой воды — а это почти ¼ объема Нижне-Ала-Арчинского водохранилища близ столицы.

Фактическое потребление воды в итоге превышает допустимые нормы как минимум в два раза.

Такая нагрузка на систему водоснабжения приводит к постоянным перебоям с подачей воды. Также на проблему влияет плохое состояние инженерных сетей — система была построена еще в советское время. Сейчас изношенность водопровода составляет 80%.

Начальник Бишкекводоканала Таалайбек Орозов признается, что из-за «‎геометрической прогрессии роста Бишкека» и увеличения водопотребления, уже сейчас добываемой с нескольких водозаборов воды не хватает. Поэтому, по его мнению, необходимо строить новые водозаборы, а для этого нужны деньги и «поддержка на уровне правительства».

Учитывая, что добываемой воды не хватает уже сегодня, в будущем растущие жилмассивы могут остаться без нее.

Газификация ≠ газ в доме

Помимо чистой питьевой воды, муниципалитет должен обеспечивать людей доступом к энергии для приготовления пищи и отопления, в первую очередь — природным газом. Однако проводить газ на окраины города начали лишь недавно — в 2016 году.

Чтобы узнать, в каких жилых массивах газ уже проведен, а в каких его еще нет, мы изучили отчеты «Газпрома» и новостные сводки.

Выяснилось, что на 2023 год в Бишкеке не газифицирован как минимум каждый четвертый жилмассив.
Кликните на изображение, чтобы разглядеть его детально

При этом наличие газопровода в жилмассиве не означает, что все жители сразу смогут воспользоваться им. 

«‎Газпром» — главный поставщик газа в стране — прокладывает вдоль улиц лишь трубы, а проводить его к себе в дом люди должны самостоятельно. Поскольку такая услуга стоит более 100 тысяч сомов на один дом, мэрия начала встречаться с жителями жилмассивов и предлагать им брать льготные кредиты на газификацию.

В жилмассивах без газа люди вынуждены отапливать дома углем, зачастую некачественным. Также для отопления используют резину, ткань и промышленные отходы. Все это является основным источником загрязнения воздуха в Бишкеке — к такому выводу пришли авторы исследования из Финского метеорологического института в 2022 году.

Поэтому проблема газификации все еще актуальна даже в тех жилмассивах, где газ уже проведен вдоль улиц. Задышать полной грудью зимой в Бишкеке мы, вероятно, сможем не скоро.

Нехватка транспорта

Только поехав в час-пик на маршрутке в жилмассив, можно познать весь ад бишкекского общественного транспорта. Жителям новостроек, которые ездят на нем на работу и обратно, не позавидуешь. Несмотря на то, что Бишкек оброс жилмассивами со всех сторон, асфальтированные дороги там появляются со скоростью улитки. А отсутствие дорог, по информации мэрии, одна из причин, почему автобусы и троллейбусы не ездят в дальние жилмассивы.

Именно троллейбусы — самый экологичный, удобный и вместительный городской транспорт, который есть в Бишкеке на сегодняшний день. Сейчас в столице есть лишь 10 троллейбусных маршрутов, по которым курсируют около 125 единиц транспорта. 

Мы нанесли все маршруты и остановки троллейбусов Бишкека на карту и выяснили, что в основном они сосредоточены в центре города. Лишь несколько троллейбусов ездят в районы жилмассивов, но как правило, не заезжают вглубь. 

При этом, согласно строительным нормам, остановки должны быть не дальше 500 метров от дома или в шести-семи минутах ходьбы.

Кликните на изображение, чтобы разглядеть его детально
Оказалось, что в 42 жилмассивах из 57 дойти пешком до остановок троллейбусов не получится.

В оставшихся 15 жилмассивах доступность остановок троллейбусов охватывает не более 20% территории жилмассива. Например, если вы живете в южной части жилмассива «Ак-Өргө», то чтобы дойти до ближайшей остановки троллейбуса, вам надо идти 25-30 минут.

С автобусами дела обстоят немного лучше. Автобусных маршрутов в Бишкеке 25, по ним курсируют около 257 автобусов. Они доезжают до многих жилмассивов и даже заезжают вглубь. Однако жители 12* из 57 новостроек Бишкека не могут воспользоваться и этим видом транспорта.

*Несколько жилмассивов находятся вдоль автобусных маршрутов, но возле них нет остановок — в таких случаях для целей анализа мы считаем, что жители не могут воспользоваться автобусами. При этом мы понимаем, что посадка и высадка по этим маршрутам может осуществляться в неположенных местах.
Кликните на изображение, чтобы разглядеть его детально

Согласно нашему анализу, жители лишь нескольких бишкекских новостроек могут дойти пешком до остановки, не преодолевая больше 500 метров — они проживают в маленьких жилмассивах «Челябинский‎», «Измайловский» и «‎Хабитат» на севере города. Эти жилмассивы расположены недалеко от БЧК и находятся рядом с улицами, где есть большой автомобильный трафик.

В оставшихся жилмассивах доступность автобусных остановок покрывает не более 55% их территории.

Проблема с общественным транспортом также в том, что в городе не хватает подвижного состава. По данным мэрии, Бишкеку необходимо как минимум 1500 автобусов и троллейбусов. Сейчас же их в четыре раза меньше.

Пока что, самый многочисленный городской транспорт — это маршрутки. Микроавтобусы ездят и в жилмассивы, но поскольку их нельзя назвать комфортным и безопасным транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров, их маршруты мы не анализировали.

Есть ли решение?

Проблемы с водой, газом и транспортом — лишь часть того, с чем сталкиваются люди, живущие в постоянно растущих жилмассивах города и пригороде.

Тот факт, что муниципалитет уже сейчас не поспевает за темпом их роста, говорит о том, что контролю застройки и планированию инфраструктуры нужно уделять гораздо больше внимания.

В программе развития Бишкека до 2026 года говорится, что ‎бессистемная застройка сдерживает «прогрессивное» городское развитие. «Остро стоит вопрос развития периферийных частей и жилмассивов города, особенно в части обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой», — указано в документе.

Однако решение этих проблем описывается там обобщенно — соблюдать строительные нормы, прокладывать трубы, строить дороги и соцобъекты.

При этом учесть все перечисленные проблемы, спланировать рост и развитие инфраструктуры Бишкека может помочь новый Генплан города. За его разработку муниципалитет взялся в марте 2023 года. Учтет ли мэрия предыдущие ошибки?

Над материалом работали: Алексей Журавлев, Айгерим Рыскулбекова, Алтынай Ногойбаева
Дата-редакторка: Савия Хасанова
Редактура текста: Савия Хасанова, Рада Валентина кызы
Материал создан стипендиатами программы по дата-журналистике проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, реализуемого при поддержке USAID в КР в партнерстве с IDEM. Ментором программы выступает Савия Хасанова. Мнения и выводы в материале необязательно отражают мнение «Интерньюс» и его партнеров.

 

Как мы считали и анализировали данные?

Для анализа новостроек Бишкека мы запросили у Бишкекглавархитектуры список всех жилых массивов, которые входят в состав города. Затем мы картировали их, используя данные из сервисов 2GIS, Google Maps и Open street maps (OSM).
Для того, чтобы увидеть разницу в застройке вокруг Бишкека с 2000 по 2020 годы, мы анализировали данные лаборатории GLAD (Global Land Analysis & Discovery) Департамента географических наук Университета Мэриленда по наблюдению за изменениями землепользования во всем мире. 
Для того, чтобы проанализировать доступность общественного транспорта, мы отрисовали маршруты общественного транспорта из муниципального сервиса «Мой город». Затем мы выгрузили из OSM все остановки общественного транспорта, добавили недостающие с помощью данных из Google maps и 2GIS — их все отфильтровали по близости к жилмассивам.
При помощи сервиса Carto рассчитали пешеходную доступность 500 метров с учетом дорожной сети — то есть, построили изохроны. Затем мы визуализировали полученный результат. Мы также высчитали площадь пешеходного обслуживания остановки возле или внутри каждого жилмассива. В этих расчетах мы опирались на строительные нормы по планировке городов в Кыргызстане.