В прокате стартовал блокбастер «Эверест» о трагической экспедиции 1996 года. Фильм исландского режиссера Бальтасара Кормакура, кроме всего прочего, открывал Венецианский кинофестиваль в этом году, и кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев считает, что в этом есть смысл.

Эверест — самая высокая гора мира, восьмитысячник: а на высоте за 8000 метров процентное содержание кислорода в воздухе составляет всего одну треть от нормального, и тело человека начинает медленно умирать. 1996 год, когда коммерческие восхождения на Джомолунгму только-только начали возникать, стал одним из самых смертоносных в истории горы.

Три экспедиции весной того года решают покорить вершину горы, но из-за неблагоприятного стечения обстоятельств (неопытности руководителей экспедиции, для которых это были первые шаги в коммерческих восхождениях на Эверест, плохой погоды и ненадежного оборудования) оканчивается она трагически.

Фильм «Эверест» Бальтасара Кормакура, исландского режиссера, до этого снявшего криминальные боевики «Два ствола» и «Контрабанда», как раз об этих трагических событиях и рассказывает.

Однако акценты картины удивляют с любой позиции: это, естественно, ни разу не комедия и не боевик, но также и не классический триллер.

Единственное, что идет в «Эвересте» согласно ожиданиям от трейлера и репутации Кормакура: поразительная красота. Фильм полон захватывающих видов Джомолунгмы, умелой демонстрации масштаба горы и эффектных спецэффектов уровня каких-нибудь «Мстителей».

Все остальное в «Эвересте» же идет наперекор любым прогнозам: рваная структура картины, в которой завязка идет в десять раз дольше развязки, а кульминация не акцентирует внимания ни на одной из трагедий, автоматически сбивает градус напряженности.

Но даже больше, в «Эвересте» Кормакур, кажется, решает и вовсе обойтись без классических приемов триллерного жанра, уделяя гораздо больше внимания каким-то совершенно рутинным моментам. Многочисленные остановки на базах, организационные проблемы в начале восхождения и диалоги безликих персонажей занимают большую часть фильма.

Everest-Gallery-03

Когда наступает время действия, Кормакур решает не изменять ни устоявшемуся темпу картины, ни композиционной структуре, и короткими эпизодами с холодной отрешенностью показывает трагическую кульминацию фильма.

В конце концов, такой подход сильно удивляет своей нестандартностью, но с другой, мало чем компенсируется. Сюжетные линии персонажев (а Кормакур создает видимость того, что они интересны и он собирается в них копаться, периодически задавая героям вопрос «А зачем вы вообще решили покорить Эверест?») не развиваются и застревают где-то в самом начале фильма, ключевые герои фильма не оказываются способными на хоть какие-либо действия, а спасителем становится один из самых неприметных участников экспедиции.

В конце концов, и этому можно найти объяснение. С одной стороны, это фильм не о людях, покоряющих Эверест, а об Эвересте, который хотят покорить люди. Базовая и древняя борьба природы с человеком, столь излюбленная во множестве голливудских фильмах-катастрофах, в «Эвересте» оказывается вывернутой наизнанку. Если в «2012», «Послезавтра» или недавнем «Разломе Сан-Андреас» отчетливо виден жизнеутверждающий посыл, то фильм Кормакура в одной из самых первых сцен ясно дает понять свою позицию.

everest-movie-review-1-750x400

«Это не противостояние команд между собой, это противостояние нас и горы. И последнее слово всегда остается за горой», — эту фразу, которая в итоге оказывается затерянной среди графоманской пучины первой половины фильма, небрежно бросает один из второстепенных персонажей «Эвереста». В итоге последнее слово осталось все-таки за горой.

С другой стороны, фильм получился странным, непривычным (а оттого в некоторых моментах даже впечатляющим своим эскапизмом), просто потому, что так было в реальной жизни. Эти персонажи выжили, а эти нет. В этом плане, «Эверест», стоит отметить, довольно достоверен: Кормакур не злоупотребляет художественными допущениями.

В итоге «Эверест» — странный зверек с совершенно авторским посылом и неординарной изнанкой в плеяде голливудских блокбастеров . Выполнен он по самым высоким голливудским стандартам, но с мощным режиссерским видением. Оттого не стоит удивляться тому, что именно эта картина была выбрана фильмом открытия 72-го Венецианского кинофестиваля. Эклектичность в больших проектах, лавирующих между развлечением и искусством — одна из ключевых тем Венеции последних лет (в 2013 году его открывала «Гравитация», а в 2014 — «Бердмэн»), и 2015 исключением не стал.

Фильм «Эверест» режиссера Бальтасара Кормакура с Джошом Бролином, Джейком Джилленхолом и Кирой Найтли в главных ролях идет в бишкекских кинотеатрах с 24 сентября.