На стенах фасада одного из концертных залов швейцарского города Ивердон появилось граффити, созданное кыргызскими художниками из арт-группы DOXA. На нём изображена кыргызская девушка с темир-комузом.
Граффити, открытое в Ивердоне 30 ноября, изображает кыргызскую девушку, которая играет на темир комузе на фоне кыргызских и швейцарских национальных орнаментов.
По словам члена арт-группы DOXA, создавшей рисунок, Сергея Келлера, эта работа была выполнена в рамках совместного кыргызско-швейцарского проекта «Синегорье».
«Эта выставка организована швейцарской организацией «передвижное искусство» и музеем современного искусства в городе Ивердон. Летом к нам приезжали художники из Швейцарии — совместно с нашими художниками они совершили тур вокруг Иссык-Куля и пригласили нас в Швейцарию, чтобы мы написали граффити», — сообщил Келлер.
Он добавил, что создание граффити, над которым он работал вместе со своим коллегой Дмитрием Петровским, заняло у художников около недели.
«[Девушка на граффити] играет на темир-комузе, на звуки которого приплывает рыба с находящегося неподалеку озера. Мы выбрали тему музыки, потому что она объединяет все народы, не имеет ни языков, ни границ — она понятна всем», — рассказал художник.
По его словам, в ближайшем будущем на улицах Бишкека появятся несколько аэрографий и инсталяций авторства DOXA, но их содержание он пока оставил в секрете.
Работы DOXA и реакция на них
Арт-группа DOXA стала известна в Бишкеке и во всем Кыргызстане, благодаря огромным социальным граффити, которые они стали на заказ наносить на здания в столице страны и за её пределами. Одной из их наиболее известных работ стал ремейк на картину Семена Чуйкова «Дочь советской Киргизии» на фасаде одного из зданий в Бишкеке.
В работе DOXA известная картина кыргызского художника изображена на современный манер — девушка на ней стоит в центре Бишкека с планшетным компьютером в руках.
Особенный резонанс в обществе вызвало граффити DOXA, появившееся на ограждении, защищающем проезжающие автомобили от камнепадов, в Боомском ущелье Кыргызстана 26 июня 2015 года. Оно изображало балбалы — тюркские каменные изваяния — и снежного барса. Изображение сопровождалось призывом к защите этих животных, которые являются исчезающим видом.
Граффити вызвало дебаты среди кыргызстанцев. Активист Мирбек Асаналиев изначально был против рисунка — по его мнению, изображение «оскорбительно для кыргызов».
«Надо стереть или закрасить все рисунки, где нос и рот нарисованы криво, как в мультфильмах. Мы ищем других художников, которые нарисуют что-то, что соответствует культуре национальной картины», — сообщил Асаналиев Kloop.kg.
Противники рисунка 8 августа закрасили несколько его частей, включая ту, на которой изображен балбал, по их словам, похожий на манасчы Саякбая Каралаева.
В начале сентября глава движения «Кырк чоро» Замирбек Кочорбаев опубликовал своё видение граффити в Боомском ущелье — на нём, по его задумке, должны быть изображены сцены из эпоса «Манас».
Автор: Сезим Каныбекова