Продолжая подводить итоги 2015 года, редакция Kloop.kg решила свести личные топы кыргызских музыкантов со списками лучших альбомов по мнению зарубежных музыкальных изданий. В итоге получился топ, представленный любыми жанрами, начиная хип-хопом Дрэйка и Кендрика Ламара и заканчивая музыкой Адель и Граймс.
В прошлом году мы подводили музыкальные итоги по другой схеме: редакторы Kloop.kg Улугбек Акишев и Азамат Омуралиев составили свои личные десятки лучших, по их мнению, альбомов 2014 года.
В этот раз мы решили повторить подход к фильмовым итогам года: попросили местных музыкантов прислать свои списки, а позже сами свели их в финальный топ. К сожалению, на призыв откликнулись не все деятели бишкекской сцены: с нами своими мнениями поделились лишь диджей XTZ (Эрлан Арстанов) и музыкант ENOT MC (Олег Машуков).
Также учитывались списки редакторов Kloop.kg Азамата Омуралиева, Улугбека Акишева и Адилета Макенова, топы западных изданий Pitchfork, TIME, NME, Rolling Stone, Billboard и российских сайтов The Flow, Rap.ru и паблика «Новые альбомы», у которого больше 400 тысяч подписчиков в социальной сети «ВКонтакте».
Итоговую таблицу можно посмотреть по ссылке.
Комментарии ко всем альбомам написаны музыкальным обозревателем Kloop.kg Азаматом Омуралиевым.
10 место: Oxxxymiron — «Горгород»
Своебразный долгострой, альбом рэпера Оксимирона фанаты ждали четыре года, а когда дождались, от разочарования начали строит конспирологические теории. Это действительно не старый Мирон: пусть гнев и яростная читка у него остались, из «Горгорода» улетучились доходчивость и поредели следы юношеского максимализма. Альбому это пошло и на пользу, и во вред — он очень концептуален и целостен, но песни в нем плохо работают поодиночке и страдают от излишней претенциозности. Впрочем, того факта, что это один из главных русскоязычных альбомов года, это не отменяет.
Читать по теме: Обзор альбома «Горгорода»
9 место: Adele — 25
Альбом Адель тоже не выходил довольно долго: спустя пять лет после выхода ее предыдущего альбома 21, интернет взорвался от сингла ‘Hello’, который в итоге стал частью третьего диска певицы 25. Повзрослевшая и немного погрубевшая, растерявшая былую сентиментальность и покорно послушавшаяся могучую продюсерскую руку, Адель выпустила выверенный альбом. 25 успешно побил несколько мировых рекордов, возглавил вершины чартов по всему миру и вошел в десятки списков лучших альбомов самых влиятельных музыкальных изданий.
Читать по теме: обзор альбома 25
8 место: Tame Impala — Currents
Одна из главных (а быть может, и просто главная) рок-группа современности Tame Impala хороша и примечательна тем, что не выезжает на наследии великих эпох 70-х или 90-х, а играет с этим наследием и делает совершенно уникальную музыку. Их новый альбом Currents далеко ушел от психоделии предыдущего Lonerism и успешно утвердил группу в массах. Все эти дрожащие гитары (которые легко и не заметить), смешанные с вокалом под автотюном и наложенные на прилипчивые мелодии, сделали из Currents не просто интересный диск с новыми идеями, а один из главных сборников хитов уходящего года.
7 место: The Weeknd — Beauty Behind the Madness
Абель Тесфайе — не просто вокалист с великим голосом и восходящая поп-звезда, заполонившая динамики лета-2015. Этот музыкант, скрывающийся под псеводнимом The Weeknd, настоящий талант и личность — он способен писать свои собственные отличные песни и при этом не выглядеть дураком на треках с битами от Канье Уэста или Макса Мартина, сэмплировать классику хип-хопа и в то же время нишевые турецкие треки. И альбом Beauty Behind the Madness стал окончательным тому подтверждением.
6 место: Vince Staples — Summertime ‘06
Когда вышел первый EP Винса Стэплза, его упорно называли новым Кендриком Ламаром и пророчили ему успешную карьеру на вторых ролях хип-хоп индустрии. Но если тогда такие сравнения были уместны, то сейчас об этом нет и речи: пути обоих музыкантов радикально разошлись, и Стэплз теперь не просто читает яростные речетативы под текучие биты, а создает двухдисковый альбом Summertime ‘06 со смелыми текстами и не менее нетривиальными мелодиями.
5 место: Drake — If You’re Reading This It’s Too Late
В 2015 году мы так и не дождались нового студийного альбома от Дрэйка, но получили то, что сам музыкант окрестил микстэйпом. И не совсем понятно почему — материала здесь хватает на полтора альбома, но, видимо, такой ход лишь констатация амбициозности рэпера. If You’re Reading This It’s Too Late — это минималистичный, не популистский, а скорее авторский диск, на котором Дрэйк экспериментирует с формой и жанром. Причем неясно, воспринимать ли это как звоночек о том, что Дрэйк, каким мы его знаем, кардинально меняется, или же он просто решил в очередной раз напомнить о своих таланте и эрудированности.
4 место: Grimes — Art Angels
Кажется, этот год стал годом приближения инди-музыкантов к массам. Это вполне успешно получилось у Tame Impala и Уикэнда, но с Граймс все немного сложнее. До сих пор сложно представить что-либо из альбома Art Angels за пределами хипстерских кофеен, однако и советовать Граймс лишь отъявленным любителям ядовитого дрим-попа теперь нельзя. Для молодой Клер Бушэ упрощение — тяжелый процесс, который может никогда не закончиться, но в то же время она ведь не пытается просто звучать как современный поп. Art Angels — это скорее то, как поп будет звучать в будущем (ну, или в альтернативной реальности, где все хорошо).
3 место: Скриптонит — «Дом с нормальными явлениями»
2015 год был очень богатыми и успешным годом для музыки. Помимо всех участников топа, вышли экспериментаторский альбом Камази Вашингтона, лирические колыбельные Суфьяна Стивенсона, новое слово в фолке от Father John Misty, лучик света от Alabama Shakes в темном царстве поп-рока — но в то же время прошлый год был успешен и для русской сцены.
Главным знаменосцем этого явления стал Скриптонит. Адиль Жалелов своим дебютным альбомом не просто «перевернул игру» русского рэпа, а сотворил 18 треков, способных потягаться с западными стандартами. Его мутный, грязный, вязкий звук на «Доме с нормальными явлениями», абсолютный андерграундный блюз помноженный подвальный хип-хоп и животная энергия — нечто неповторимое, сбивающее с толку сразу и наповал и отпускающее лишь спустя очень долгое время.
Читать по теме: Обзор альбома «Дом с нормальными явлениями»
2 место: Jamie xx — In Colour
Когда в июне прошлого года я писал обзор альбома In Colour британского диджея Jamie xx, я пытался объяснить его бэкграунд и концептуальный смысл, найти связи с рейвом 90-х и музыкальной политикой группы The xx, приплетал ремиксы и хвалил ‘I Know There’s Gonna Be (Good Times)’ за хороший расчет.
Но не тут-то было. Главное достоинство In Colour сложно поддается описанию. Стоит просто послушать альбом — а потом пытаться оторваться от него полгода даже спустя. Джейми затягивает, он развлекает и не приедается. Он делает знакомую музыку, которая звучит очень свежо, ничем не обязывает и создает музыку на каждый день.
И если определение «музыка на каждый день» в большинстве случаев носит оскорбительный характер, то с In Colour это простая необходимость. Его сложно подвести под жанровые стандарты, сложно разобрать по секундам и при этом не утерять саму суть всей привлекательности альбома.
Самое важное с In Colour — не дать ему себя обмануть. Пусть на первый взгляд он и кажется претенциозным диском, полным минималистичного угловатого техно (возможно, он на самом деле таким и является, но суть не в том). Но альбом Джейми ведь и от трендов не отстает, оттого он и пытается быть как можно более доступным, с чем успешно справляется.
Читать по теме: Обзор альбома In Colour
1 место: Kendrick Lamar — To Pimp a Butterfly
Проект под названием «Кендрик Ламар» в 2015 году был успешно завершен. Конечно, сам Ламар продолжает вытворять немыслимые вещи, записывая дерзкие клипы к трекам с альбома и исполняя одни из лучших живых выступлений современности. Тяжело сомневаться в том, что Ламар в будущем не перестанет записывать великолепные альбомы.
Но вот тот самый нравоучительный и тонкий проект «Кендрик Ламар» закончился. Эта бесжалостная идея не столько критиковала остатки расизма в современном мире, сколько ругала самих черных в Соединенных Штатах на протяжении вот уже пяти лет. И если раньше «Ламар» читал тирады о том, как черное население Америки сидит на архаических понятиях и бездумно прогибается под «понты и алкоголь», то в этом году он перешел в агрессивную атаку, не жалея ни себя самого, ни кого либо еще.
У To Pimp a Butterfly громадный исторический контекст и необъятный посыл, и спорить с тем, что именно это главный признак гениальности альбома — дело довольно бессмысленное. Красивые биты умеет создавать и Уэст, а яростные речетативы отлично заходят у Стэплза. С наследием золотой эры хип-хопа играет Мадлиб, а на злобу дня поют Run The Jewels.
Ламар уходит далеко вперед. И когда ты ожидаешь от него милости над слушателем или даже самим собой, ты ее нигде не находишь. Жесткий микс всей черной музыки, от бибопа и фьюжна до соула с r’n’b, нанизнутый на костяк из кровавых историй о бесконечном замкнутом кругу насилия и алчности. Никакого снисходительства.
To Pimp a Butterfly — законченное высказывание, разжеванное ключевой аудитории, размер которой сложно недооценить. Это прецедент, вышедший далеко за пределы жанра в частности и музыкальной индустрии вообще.
Читать по теме: Обзор альбома To Pimp a Butterfly