170 тысяч кыргызстанцев — люди с инвалидностью, которые ежедневно сталкиваются с трудностями в повседневной жизни. Для многих из них ратификация это единственная возможность улучшить жизнь.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека.

Активист Аскар Турдугулов получил инвалидность из-за травмы позвоночника. Первые годы ему было тяжело привыкнуть к коляске, многим базовым вещам приходилось обучаться с нуля.

Он считает, что Бишкек совершенно не адаптирован для людей с инвалидностью. Чтобы отправиться по своим делам, он заранее планирует маршрут: ищет в интернете фотографии мест, проверяет наличие пандусов, лифтов и туалета.

«У меня есть много знакомых с инвалидностью, кто буквально вынужден находиться у себя дома, так как не имеют возможности передвигаться по городу», — говорит Аскар.

Для того, чтобы вести активную социальную жизнь, приходится почти каждый день просить людей о помощи. Например, сходить в театр — это проблема из-за больших лестниц.

«Отсутствуют пандусы, а если они есть, то не соответствуют нормам стандартов — у них слишком крутой угол наклона. Преграды есть повсюду, преград нет только в воде и во сне», — рассказывает Аскар.

Реакция некоторых жителей на человека в коляске также может стать испытанием.

«Не надо глазеть на людей с инвалидностью, будто они с другой планеты. Это такие же люди, только с физическими ограничениями, но с безграничным миром внутри. […] Помню, мой братишка часто спрашивал, почему все так смотрят на меня, я ему отвечал коротко: “У меня очень красивая футболка, наверное завидуют”», — вспоминает Аскар.

Он сожалеет, что не может делать многих вещей из-за ограничений, например, учиться в университете на очной форме.

«Не могу помочь маме донести сумки с базара до машины. Отказаться от авто и ездить на велосипеде. Бегать по утрам. Для меня это важно», — говорит Аскар.

Он верит, что именно позитивное мышление помогает ему преодолевать трудности. Сейчас он работает интернет-маркетологом и ведёт проект о доступности инфраструктуры Бишкека для людей с инвалидностью.

По мнению Аскара, чтобы помочь людям с инвалидностью, правительство должно ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов.

Ратификация конвенции

Кыргызстан подписал Конвенцию о правах инвалидов в 2011 году, но до сих пор так и не ратифицировал ее. На языке международного права это означает, что документ не имеет юридической силы в нашей стране.

Из всех стран Центральной Азии документ ратифицировали только Туркменистан и Казахстан. Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан — среди государств, которые пока не сделали этого.

В конце ноября кыргызский парламент вновь отложил ратификацию на неопределенный срок. По словам премьер-министра Сапара Исакова, у Кыргызстана нет средств на создание условий в соответствии с нормами конвенции.

«Ратификация конвенции требует значительных денежных средств. С 2023 года у нас начинается пик выплат внешних заимствований. Он составит от 300 миллионов долларов США в год. Это огромные суммы. Надо быть реалистами», — сказал Исаков.

© Айканыш Ибраимова, С мамой за покупками

«Чиновники говорят, о том что денег на ратификацию нет. При таком подходе, отсутствие денег означает невозможность соблюдения прав человека, но разве это выход из ситуации? Каждый раз на вопросы отвечать: “денег нет”», — считает Фатима Якупбаева, директор юридической компании «Прецедент».

По ее словам, решить проблему можно, если в грантах на строительство дорог и школ заранее предусмотреть расходы на создание нужных условий.

С мнением парламента также не согласен Толкунбек Исаков, председатель Общественного фонда «Оказание юридической помощи инвалидам».

«Мы произвели независимый расчет. С учетом того, что на социальное жилье потребуется 23 миллиарда сомов, на сопутствующие условия — около 7 миллиардов, в результате потребуется 30 миллиардов сомов, но это в расчете на десять лет. В итоге получается, что это капля в море, около 2,5 процента от госбюджета за 10 лет», — сказал он.

В чем плюсы конвенции?

Конвенция не предусматривает новых прав людей с инвалидностью, а лишь дополняет и поддерживает другие международные договоры по правам человека.

В конвенции есть механизм реализации: страны-участницы обязуются отчитываться об исполнении прав, закрепленных в документе. Комитет по правам инвалидов, в свою очередь, направляет замечания к отчёту, которые будут обязательны к исполнению.

Пеший марш людей с инвалидностью с призывом ратифицировать конвенцию

Согласно тексту международного договора, первый доклад необходимо предоставить спустя два года после ратификации. Остальные — каждые четыре года.

Также, согласно статье 33 конвенции, государство должно создать в правительстве учреждение, которое будет заниматься вопросами реализации положений конвенции.

При этом, исполнение норм конвенции будет поэтапным.

Во-вторых, конвенция предусматривает «наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации». Это значит, что люди с инвалидностью будут получать медицинские услуги такого же качества, что и другие. Услуги будут бесплатными или недорогими, доступными и без физических препятствий.

Warrenski via Flickr

Это важно, потому что люди с инвалидностью менее защищены при недостатке медицинских услуг. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, люди с инвалидностью чаще обращаются за медицинской помощью и имеют больше неудовлетворенных медико-санитарных нужд.

Когда речь идет о сексуальном и репродуктивном здоровье, женщины с инвалидностью по-прежнему сталкиваются с проблемами, когда медицинское оборудование не приспособлено для них.

«Молодые девушки, не могут спокойно родить, потому что нет условий для такой категории женщин. В конвенции предусмотрено, что такого рода дискриминация должна быть устранена, и больницы должны быть оборудованы специальными приспособлениями — это не только пандусы. В поликлиниках должны быть специальные гинекологические кресла, так называемые универсального дизайна. Обычные кресла рассчитаны на здоровых женщин, которые могут подняться и сесть туда, а что делать женщине на коляске, которая пришла обследоваться?» — вопрошает Искендер Султаналиев, руководитель Общественного фонда «Феномен».

В третьих, Кыргызстан обеспечит инклюзивное образование: дети с инвалидностью получат полное право посещать общеобразовательные школы, изучать общие предметы и выбирать учебное заведение наравне со всеми остальными детьми.

Suzanne Berton via Flickr

«Такой ребенок в будущем будет более социализирован, сможет самореализоваться в жизни и зарабатывать себе на хлеб насущный, получив определенную профессию и работая по специальности», — считает Искендер Султаналиев, руководитель Общественного фонда «Феномен».

По его словам, вместо выплаты «ничтожных по размеру» пособий и пенсий, кыргызскому правительству выгоднее создать условия, в которых люди с инвалидностью смогут зарабатывать и платить налоги со своей зарплаты в бюджет государства.

В четвертых, по мнению правозащитников, ООН откроет проекты, которые позволят финансировать и поддерживать реализацию конвенции в Кыргызстане.

«Другие страны будут понимать, что Кыргызстан ратифицировал конвенцию. Будут поступать средства для реализации этих проектов, — рассказывает Сейнеп Дыйканбаева, юрист Ассоциации родителей детей-инвалидов, — Имидж страны будет подниматься, так как международное сообщество будет знать, что Кыргызстан признает права лиц с инвалидностью, наряду с правами других людей».

Работа в швейном цеху «Канзат» в селе Голбо Баткенской области. Здесь трудятся женщины с различной степенью инвалидности.

В-пятых, ратификация позволит гражданам подавать в Комитет ООН по правам человека индивидуальные сообщения по нарушению государством их прав.  Однако, после последних поправок в конституцию, Кыргызстан может не подчиняться решениям международных судов.

Наконец, сама конвенция ориентирована на социальный подход, в отличии от нашего законодательства. Это значит, что вопросы реализации прав, создания инфраструктуры и вовлеченности в общественную жизнь будут рассматриваться с точки зрения прав человека, а не с позиции помощи больным людям.

В основе конвенции лежат принципы равенства, недискриминации и доступности. Человек с инвалидностью воспринимается, как полноправный член общества, который активно вовлечен в политическую, общественную и культурную жизнь общества.

Основная идея конвенции — полная вовлеченность людей с инвалидностью в общественную жизнь, а также равное отношение к ним.

Контрибьютор: Калия Кубатбекова