Миллиарды долларов международной помощи, поступающей в Кыргызстан, расходуются неэффективно, а иногда и вовсе исчезают без следа. Говорить об этом ни чиновники, ни доноры не хотят. Однако упрямые журналисты и волонтеры «Клоопа» раскопали много интересных деталей. Рассказываем, что удалось узнать о грантах и гумпомощи за последний год.

Затерянные в складах

Весь 2020 год Кыргызстан получал от международных доноров лекарства и медицинские изделия для борьбы с COVID-19. Но к лету следующего года половина товаров, поступивших из Германии и Турции, так и остались лежать на складах, выяснил «Клооп». 20 тысяч ПЦР-тестов из России в лаборатории Кыргызстана тоже не поступили. По крайней мере, так гласил официальный сайт Минздрава, где публиковали отчеты о гуманитарной помощи.

На официальные запросы «Клоопа» – а их было пять – о судьбе лекарств и масок Минздрав так и не ответил. И только после выхода материала о пропавшей помощи, с изданием связался чиновник министерства Оскон Стамкулов и дал журналистам большое интервью.

Он рассказал, что склады Минздрава пусты, а вся помощь распределена по больницам. Но информации об этом на сайте Минздрава нет, поскольку у департамента «не было к нему доступа».

«[В Минздраве], оказывается, поменяли сайт и не поставили нас в известность», – скромно пояснил Стамкулов.

После беседы «Клооп» несколько десятков раз проверял данные на сайте Минздрава – и каждый раз обнаруживал расхождения между приходом и расходом.

В долгах перед партнерами

Кстати, о складах. На заводе «Дастан» до сих пор лежат 300 аппаратов ИВЛ, купленных летом 2020 года у российской госкорпорации «Ростех». О поставке аппаратов ИВЛ договаривались на самом высоком уровне. Со стороны России сделку согласовало Министерство промышленности и торговли, со стороны Кыргызстана – Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования.

Но принимать аппараты на баланс Минздрав отказался – у правительства не было денег за них заплатить. Отправить назад тоже не удалось: в стране действовал запрет на вывоз медоборудования. В итоге поставщики ИВЛ обратились в суды в России и Кыргызстане и потребовали у «Дастана» вернуть им 240 млн рублей и 33 млн сомов за аппараты и еще 40 млн рублей – в качестве неустойки.

Иллюстрация: Вера Андрианова для «Клоопа»

Пандемия сходит на нет, аппараты в ИВЛ в таком количестве стране уже не нужны, но Кыргызстану придется оплатить не только саму технику, но и непомерно высокую маржу ростеховских посредников.

Дело в том, что ИВЛ для Кыргызстана закупали не напрямую у завода, а через цепочку дочерних предприятий Ростеха, которые добавили к стоимости техники 110 млн сомов – две трети от первоначальной цены. Теперь этой закупкой займется ГКНБ.

Опоздали с закупками

В Кыргызстане с закупками товаров для борьбы с коронавирусом творился полный бардак. Получив миллиарды сомов гуманитарной помощи, руководство страны не спешило тратить их на лекарства и средства индивидуальной защиты.

Во время жесткого карантина весной 2020 года вместо того, чтобы запасать маски, пульсоксиметры и кислородные концентраторы, органы власти и больницы занимались, в основном, ремонтными работами, в том числе, в медучреждениях, и благоустройством городов. К лету, когда карантин был снят, готовиться к эпидемии было поздно. В больницах начали массово заражаться медики, лечить людей было некому и нечем, и в стране случился «черный июль» – месяц, когда заболеваемость и смертность из-за коронавируса была максимальной.

$43,5 млн

потратил Кыргызстан на борьбу с коронавирусом в 2020 году –

в среднем по $500 долларов на каждый подтвержденный случай

В разгар пандемии власти разрешили госучреждениям закупать товары для борьбы с COVID-19 без конкурса, напрямую у поставщиков. Многие этим злоупотребляли. Под предлогом борьбы с инфекцией закупались луковицы растений, гостиничные услуги и даже отстрел бродячих собак.

Золотое мыло

Центр общеврачебной практики в Ала-Буке в конце 2021 года приобрел тысячу кусков хозяйственного мыла за 2,5 млн сомов. Правда, в бухгалтерии больницы объяснили, что это – техническая ошибка. На самом деле Ала-Букинская больница купила множество хозтоваров и моющих средств у двух поставщиков, которые и ранее участвовали в госзакупках, но такие крупные контракты никогда не заключали.

В октябре 2021 года пациенты больницы в Ала-Буке пожаловались, что с них берут деньги буквально за всё: справку, осмотр и даже документы о выписке. А летом 2020 года главврача больницы уволили из-за массового заражения медиков. Врачи и медсестры жаловались, что администрация экономит на средствах индивидуальной защиты, и им приходится носить одну и ту же маску целый месяц.

Спустя полтора года после увольнения главврач центра Бактыгуль Алибаева снова занимает свой пост.

Нарушений – без счета

Счетная палата тоже проверяла закупки Минздрава и выяснила, что на бюджетные и грантовые деньги покупали ненужные лекарства, вакцины с истекающим сроком годности, маски и бахилы по завышенным ценам. По заключению аудиторов, 220 млн сомов были потрачены неэффективно, еще 50 млн – с нарушениями.

Материалы проверки передали в прокуратуру, но, видимо, уголовные дела по ним так и не возбудили. На запрос «Клоопа» прокуратура по существу не ответила, вместо этого журналистке издания перезвонил сотрудник и начал настойчиво выяснять, почему нас интересуют отчеты Счетной палаты.

Иллюстрация: Алина Печенкина для «Клоопа»

Военная тайна

А еще «Клооп» пытался выяснить, на что Кыргызстан потратил 600 тыс. евро, выделенных стране в 2016 году Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На них должны были построить два склада вооружения в Ошской и Баткенской области.

Увидеть склады журналистам не удалось: военные заявили, что объект секретный. Но по открытым документам выяснилось: один из складов строила компания, принадлежащая Бакыту Шералиеву – человеку, который в начале двухтысячных возглавлял строительное управление Минобороны. Его компанию «Шер-Курулуш» не раз обвиняли в завышении смет и сокрытии налогов.

Как человек с такой репутацией мог выиграть конкурс на строительство столь важного объекта у такого серьезного заказчика? Мы спросили у ОБСЕ, кто еще участвовал в тендере и каковы были критерии отбора, но ответа по существу так и не получили.

Вокруг света по детским садам

В 2020 году Всемирный банк выделил 152 млн сомов на строительство восьми новых детских садов в селах Чуйской, Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областей. Все они находятся в населенных пунктах, где садика либо не было совсем, либо он был старый и не вмещал всех желающих.

В марте 2021 года мы попросили жителей отдаленных районов Кыргызстана помочь нам проверить, что именно построили за деньги Всемирного банка. Волонтеры «Клооп» объехали все восемь детских садов и увидели, что шесть из них уже сданы в эксплуатацию, хотя и с некоторой задержкой по срокам. Детский сад в селе Талды-Суу еще не закончен. Его начали строить в феврале 2021 года. В процессе выяснилось, что из-за инфляции, денег на проект не хватает. Пришлось урезать сметы и построить лишь один корпус из запланированных двух.

Не все работы выполнены идеально: в селе Бору-Баш, где за 11 млн сомов, построили новый корпус детского сада, в первую же зиму у здания облупился фасад и провалилась отмостка.

Но несмотря на огрехи, местные жители строительством очень довольны, ведь в Кыргызстане даже при переполненных группах в детский сад ходят лишь каждый четвертый, а в селе – каждый пятый дошкольник.

Борьба с обезвоживанием

А еще волонтеры «Клоопа» побывали в одном из сел Нарынской области, где полгода назад за 5,3 млн сомов от Всемирного банка отремонтировал водопровод.

Раньше жителям Кадыралы, чтобы успеть к колонке, приходилось вставать затемно – к утру вода исчезала. Теперь в селе есть новая скважина – воду качают с глубины 38 метров. Проложен магистральный водопровод. Около 80 хозяйств уже провели воду в свои дома или готовятся сделать это в ближайшее время, остальные 110 ходят за водой к колонкам – их около десятка на каждой улице.

Доступ к чистой питьевой воде – одна из главных проблем Кыргызстана. Около 300 сел в стране никогда не имели водопровода, еще в 600 селах системы требуют ремонта. Причем некоторое села уже получали международные гранты на воду, однако подрядчики выполнили работу некачественно, и водопровод вскоре сломался.

С 2021 по 2026 год международные доноры выделят Кыргызстану более $480 млн на решение проблем водоснабжения сел – в 15 раз больше, чем может дать государственный бюджет. За эти деньги отремонтируют водопроводы более чем в 150 селах. Но этого все равно недостаточно, ведь в очереди – больше 700 населенных пунктов.

Материал подготовлен при содействии проекта «Мониторинг международной помощи», финансируемого Фондом «Сорос – Кыргызстан». Мнения и выводы в материале могут не совпадать с мнением Фонда.