15 декабря 2023 года в Жогорку Кенеш поступил законопроект о СМИ, разработанный администрацией президента (АП). Он должен заменить существующий закон, который по мнению инициаторов, устарел.

Однако эксперты считают, что документ в случае принятия ограничит деятельность журналистов и «лишит граждан доступа к независимым СМИ». Они просят инициаторов отозвать законопроект, а депутатов отклонить его.

Не учли мнения самих журналистов

Изначальный вариант законопроекта был представлен АП еще в октябре 2022 года, но после критики медиасообщества и международных организаций в документ согласились внести изменения. Была образована рабочая группа, в которую вошли представители СМИ. Однако, по словам вошедших в рабочую группу, их мнения АП вообще не учла при подготовке законопроекта.

«Рабочая группа собиралась всего два раза за шесть месяцев. Администрация президента в одностороннем порядке написала все пять вариантов законопроекта. Ни одно из наших предложений не было учтено. Поэтому поступивший в Жогорку Кенеш законопроект можно назвать законопроектом от администрации президента. В документе много серьезных рисков для СМИ», — говорит член рабочей группы Семетей Аманбеков.

Эксперты «Института медиа полиси» (ИМП), проанализировав законопроект, заявили, что документ «несет в себе серьезные риски для свободы слова в Кыргызстане». По их словам, в нынешнем варианте законопроекта «установлены дополнительные нормы, избыточно и безосновательно ограничивающие деятельность журналистов».

«В случае принятия законопроекта, госорганы получают полную свободу в полномочии отказать в государственной регистрации нежелательным СМИ, а для ранее зарегистрированных СМИ прекращать их деятельность без серьезных правовых на то оснований», — предупредили в ИМП.

Регистрироваться придется всем

Наибольшие опасения у экспертов ИМП вызывает норма законопроекта, которой предлагается обязать веб-сайты регистрироваться как сетевое средство массовой информации. По их мнению, из-за неправильного определения СМИ в законопроекте эта норма будет распространяться на все веб-сайты, в том числе и на сайты коммерческих организаций.

«Это норма будет распространяться и на сайты строительных компаний или популярные сайты, как lalafo.kg, информирующие и оказывающие различные услуги для граждан и юридических лиц. Все эти веб-сайты должны будут регистрироваться в качестве СМИ, но им могут отказать в регистрации и автоматически в продвижении своих услуг посредством интернета», — предупредили в ИМП.

Против обязательной регистрации веб-сайтов в качестве СМИ выступает и Минкульт. Как рассказали в ИМП, министерство в своем письме предупреждало инициаторов законопроекта, что «попытка регулирования интернет-ресурсов посредством их регистрации в качестве СМИ, может привести к переходу интернет-ресурсов, их пользователей и всех заинтересованных лиц из зоны kg в другие зоны (ru, kz, com и т.д.), которые не подпадают под юрисдикцию Кыргызстана».

В ИМП указывают на нелогичность требования обязательной регистрации всех веб-сайтов. Так, сейчас непонятно, должны ли будут регистрироваться в качестве СМИ пользователи соцсетей, так как они используют своих аккаунты как домашние странички, то есть веб-сайт.

«К сожалению, авторы проекта закона не пытались изучить технические возможности местных провайдеров и, в целом, регулирование Минцифры вопросов блокировки доменного имени или зоны», — говорят эксперты.

Также они указали, что термин «сетевое средство массовой информации», скопирован с российского закона о СМИ.

Под сетевым СМИ предлагается понимать — электронное издание, предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие.

Однако, как говорят в ИМП, под это определение также может попасть любая информация, размещенная на каком-то сайте, например, произведение, книга, учебное пособие.

Кроме того, эксперты предполагают, что «сетевые издания» ждут сложности при регистрации, так как им нужно наравне с традиционными формами СМИ предоставлять информацию содержащую:

  • форму периодического распространения массовой информации;
  • предполагаемую территорию распространения продукции; периодичность выпуска; 
  • максимальный объем.

Однако некоторые из перечисленных требований технически невыполнимы, подчеркивают эксперты. Например, как просчитать у сайта периодичность или тираж издания? Или как определить территорию распространения продукции, если материал опубликован в интернете?

В ИМП считают, что отсутствие аргументированных обоснований о необходимости и целесообразности обязательной регистрации веб-сайтов в качестве СМИ, а также нежелание инициаторов обсуждать предложения рабочей группы «вновь подтверждает, что истинной целью законопроекта является лишение граждан доступа к независимым интернет-изданиям, занимающимся разоблачениями правонарушений и повышением гражданской осведомленности по общественно-значимым вопросам».

Акция в Бишкеке после задержания журналиста-расследователя Болота Темирова. Фото: Гулжан Турдубаева / «Азаттык».

Еще один рычаг давления

Согласно законопроекту, свидетельство о регистрации СМИ может быть признано Минюстом недействительным в нескольких случаях, например, если оно получено «обманным путем». Эксперты ИМП говорят, что подобная формулировка непонятна.

«Если подходить формально, то Министерство юстиции сможет квалифицировать обман даже в том случае, когда СМИ при регистрации указало Кыргызстан как место распространения информации, хотя в действительности материал может быть доступен в любой точке мира», — предполагают они.

В ИМП отмечают, что вопрос о признании регистрации СМИ недействительной должен рассматриваться только в судебном порядке.

Вызывают опасения у экспертов и нормы, по которым может быть прекращена или приостановлена деятельность СМИ.

«Государству предоставляется безграничная и произвольная свобода действий при принятии решения о приостановке или прекращении деятельности СМИ за нарушение любого положения закона. Формально, даже самое мелкое нарушение [… может быть] основанием для направления предупреждения и последующего инициирования иска о прекращении деятельности СМИ», — говорят они.

Основанием для закрытия судом СМИ может стать неоднократное (более двух раз) нарушение закона о СМИ, о которых редакцию письменно предупредили Минюст, Минцифры или Генпрокуратура. Но сейчас в законопроекте не прописано, что редакции должны делать при получении таких предупреждений, и как они могут их обжаловать.

«Очевидно, что предлагаемая норма, скорее всего, будет использована для оперативной фильтрации нежелательных СМИ, поскольку достаточно отправить редакции СМИ два предупреждения и вышеуказанные уполномоченные органы уже вправе подавать иск на ликвидацию. […] Для прекращения деятельности, суду достаточно будет установить факт направления в адрес СМИ двух предупреждений», — подчеркивают эксперты.

В заключение своего анализа ИМП заявили, что законопроект противоречит нормам Конституции и международным договорам, отметив, что ограничения доступа к интернет-контенту должны основываться на ясных и предсказуемых правовых нормах

Они призвали инициаторов законопроекта пересмотреть и доработать его с учетом обязательств Кыргызстана по соблюдению прав и свобод человека, свободы слова, печати и независимости СМИ, а также адаптировать все поступившие замечания и предложения. Также в ИМП обратились к депутатам Жогорку Кенеша с просьбой отклонить поступивший законопроект.

Законопроект о СМИ будет рассматриваться в двух комитетах Жогорку Кенеша. 15 января документ рассмотрит Комитет по международным делам, обороне, безопасности и миграции, а на следующий день — Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.