Британская полиция задержала 12 октября Максима Бакиева — сына свергнутого в 2010 году президента Кыргызстана. Как президентский сын добился внимания силовых структур ряда стран, расскажет редакция Kloop.kg.
Помощник отца-президента
Один из первых скандалов с участием Максима Бакиева разразился перед выборами в местные кенеши в октябре 2008 года, когда из Кыргызстана бежала глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Клара Кабилова.
Свой выезд из страны она объяснила угрозами со стороны Максима, который, по ее словам, «постоянно вмешивался» в деятельность Центризбиркома, «давил» на ЦИК и «оскорблял» её в нецензурной форме.
http://www.youtube.com/watch?v=HFBrk087gco
После бегства Кабиловой президент сразу уволил ее и назначил новым руководителем Центризбиркома Дамира Лисовского. Он, в свою очередь, обвинил предшественницу во лжи и опроверг ее заявления о притеснениях со стороны Максима.
Во время подготовки к президентским выборам в июне 2009 года Максим руководил предвыборным штабом своего отца Курманбека Бакиева. По словам президента Федерации кикбоксинга Александра Воинова, Бакиев-младший «успешно» проявил себя в организации президентской кампании.
Отец Максима на выборах набрал большинство голосов и второй раз был избран президентом Кыргызстана. Впрочем, уверенная победа Бакиева-старшего не была признана оппозицией.
Главный конкурент Бакиева-старшего Алмазбек Атамбаев еще в день голосования заявил о фальсификациях и снялся с президентской гонки.
ЦАРИИвич Максим
После президентских выборов в 2009 году Курманбек Бакиев инициировал создание Президентского совещания — нового совещательного органа, который мог избрать главу государства, если Бакиев-старший не сможет исполнять свои обязанности.
Инициатива президента вызвала негодование среди интернет-пользователей и оппозиции— разговоры о преемственности начались после назначения Максима главой Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), которое вошло в Президентское совещание.
«Интерес, обозначенный сегодняшним назначением, — яснее не бывает — Бакиевы нацелились на династийную смену власти», — написал в блоге на Живом Журнале тогда оппозиционный политик Эдиль Байсалов.
По сведениям из секретных депеш посольства США в Кыргызстане, обнародованных «Викиликс», в 2009 году отношения между младшим сыном и отцом в президентской семье ухудшились. Одним из поводов стали открытые романтические отношения президента Бакиева с новой женщиной.
В одной из депеш сообщалось, что Максим, защищая честь своей матери Татьяны, стрелял в своего отца из пистолета, после чего Бакиев-старший отправился на лечение в Германию.
Публично Бакиев-старший никогда отрицательно не высказывался в адрес своего сына. Даже, наоборот, Курманбек Бакиев прочил Максима в премьер-министры. Главой государства, согласно заверениям отца, Бакиев-младший не мог стать. Для этого нужно знать государственный язык — кыргызский, которым президентский сын не владел.
Максим в бытность главой ЦАРИИ получил контроль над созданным в 2007 году государственным Фондом развития Кыргызстана. В него стекались международные гранты и кредиты, которые следовало направлять на финансирование «приоритетных проектов».
До присоединения Фонда к ЦАРИИ его с 2009 года возглавлял Алексей Елисеев, который был другом Бакиева-младшего еще с университета. Позже, когда разговор пойдет о финансовых махинациях, Елисеева назовут членом команды Максима.
Захват «Мегакома»
Один из крупнейших сотовых операторов Кыргызстана «Мегаком» не раз связывали с Максимом Бакиевым. Сына бывшего президента обвиняли в захвате компании «БиМоКом» [бренд «Мегаком»] через своих друзей и подчиненных в 2007 году.
Команда Максима быстро обанкротила компанию и передала все имущество в ЗАО «Альфа Телеком», компанию, которую создал Елисеев. Акциями «Альфа Телекома» владели приближенные Максима, которые через свои компании выводили средства из сотового оператора.
После государственного переворота в апреле 2010 года последовала национализация сотового оператора, который, по уверениям правительства, находился в подчинении Елисеева.
После национализации Кыргызстану отошли 49 процентов акций компании, остальные акции — 51 процент — признали собственностью компании «Эвентис Телеком», которая изначально владела контрольным пакетом акций через дочернюю компанию «Пенвелл».
«Коррумпированный союзник США»
После назначения на первую госдолжность Максим Бакиев начал сближаться с США. Согласно секретным депешам, опубликованным сайтом «Викиликс», экс-посол США в Кыргызстане Татьяна Гфэллер не раз встречалась с сыном президента.
На одной из встреч американский дипломат и Бакиев-младший обсуждали российско-кыргызские отношения, которые охладели после дела Александра Иванова — кыргызстанца, застреленного на американской авиабазе в аэропорту «Манас» в декабре 2006 года.
«[Бакиев] сказал, что [россияне] встречались с Мариной Ивановой [вдовой убитого] в июле [2009 года] и пытались убедить её выступить перед СМИ с обвинениями в адрес США и снова призвать закрыть американскую базу», — сообщается в отчёте посольства.
При этом Максим хвастался наличием экспертов, которые могли «перехватывать и читать» каналы связи Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.
Посол со ссылкой на «многочисленные источники» сообщила в депеше, что сын президента был «коррумпирован» и «имел дивиденды от статуса своего отца», однако Гфэллер видела в нём потенциального союзника, который мог «принести пользу правительству США».
«Очевидно, что у Максима Бакиева есть влияние на широкий ряд политиков в правительстве. И хотя отношения с ним надо развивать с осторожностью, мы верим, что они могут принести важные дивиденды правительству США», — подытоживает посол в отчёте.
Сын президента и Гуревич
В феврале 2009 года Россия выделила Кыргызстану льготный кредит на сумму около 300 миллионов долларов США. Эти деньги перешли под управление холдинга MGN Group, который осенью 2009 года выиграл тендер на управление активами Фонда развития. Он, в свою очередь, управлялся ЦАРИИ.
Победа холдинга в аукционе объяснялась дружбой его руководителя Евгения Гуревича с президентским сыном. Позже Гуревича также припишут к команде Максима.
Но в марте 2010 года договор между Фондом и MGN Group был расторгнут. Это произошло после того, как итальянский суд выдал санкцию на арест Гуревича — он подозревался в причастности к выводу и отмыванию 2,7 миллиардов долларов США из двух итальянских компаний совместно с мафией.
Председатель правления Фонда Игорь Чудинов заявил, что сотрудничество между кыргызским фондом и холдингом Гуревича прекратилось из-за того, что договор «так и не вступил в силу», а фонд сам управлял своими активами.
После скандала Гуревич опроверг все обвинения и ушел с поста главы MGN Group. В интервью радио «Азаттык» он утверждал, что не знаком с членами президентской семьи Бакиевых.
По заверениям замглавы ЦАРИИ Алексея Елисеева, 300-миллионный российский кредит не был тронут — деньги находились в Фонде развития и вкладывались в разные инвестиционные проекты.
После государственного переворота 7 апреля 2010 года зампред временного правительства и министр финансов Темир Сариев в интервью российской газете «Коммерсант» сообщил, что из российского кредита 100 миллионов были вложены в строительство гидроэлектростанции «Камбарата-2», а остальные средства распределены по коммерческим банкам.
Среди этих банков назывались подконтрольные Максиму и его окружению «АзияУниверсалБанк», «КыргызКредитБанк», «Манас Банк», «Аманбанк», «Иссык-Куль банк» и «ДосКредоБанк». Через них, предположительно, выводились средства на счета оффшорных компаний, принадлежащих друзьям Бакиева-младшего.
Максим и поставки на ЦТП
В 2011 году премьер-министр Алмазбек Атамбаев начал сближаться с Россией, называя её «стратегическим партнером» Кыргызстана.
В ходе одного из визитов в Москву Атамбаев заявил, что Кыргызстан прекратит сотрудничество с американскими компаниями «Мина Корп» и «Рэд Стар» — поставщиками топлива на Центр транзитных перевозок «Манас» (ЦТП).
По словам Атамбаева, это было вызвано «связями» поставщиков с Максимом Бакиевым.
«Мы не хотим, чтобы поставщиком авиатоплива была «Мина Корп», потому что насколько нам известно, Максим Бакиев имел отношение к этой компании», — цитирует слова Атамбаева британская газета «Дэйли Телеграф».
Заявление главы правительства возмутило «Мину Корп», которая вскоре после высказываний премьер-министра заявила, что Кыргызстан может «выкинуть» поставщика из бизнеса.
«Угрозами вытеснить «Мину» из бизнеса в Кыргызстане, Атамбаев встает на противоречивый путь по отношению к политике США», — заявил Уильям Берк, юридический консультант «Мины» в публикации бизнес-портала PRNewswire.
Он пояснил, что правительство США «всегда настаивало на разнообразии поставщиков авиатоплива [поставляемого на ЦТП], чтобы американские войска не зависели от одного источника».
Однако в кыргызском правительстве назвали «неправдой» заявление «Мины», что Кыргызстан портит отношения с США.
«У нас нормальные отношения с правительством США по этому поводу. Не им [«Мине Корп»] оценивать взаимоотношения между Америкой и Кыргызстаном», — сказал Kloop.kg пресс-секретарь кабинета министров Кадыр Токтогулов.
Представители конгресса США расследовали возможную связь Максима Бакиева с поставщиками топлива на ЦТП «Манас». Они указали в своем отчете, что не обнаружили доказательств заявлениям кыргызских властей.
«Позиция «Мины» и «Ред Стар» об отсутствии каких-либо финансовых связей с режимом Бакиевых подтверждается 250 тысячами страниц документов, предоставленными подкомитету [конгресса]», — сообщается в отчёте.
Фотографии взяты с блога Азамата Иманалиева и сайта радио «Азаттык».
Кавычки в заголовке ни к чему. Во втором случае уж точно.
очень неприятная аура. в ауры не верю. но этот человек вызывает желание выйти из комнаты, в которой он находится.
Марина, а вы с ним в одной комнате находились?