Журналиста Шавката Тургаева допрашивали в ГКНБ более пяти часов — причиной интереса спецслужб стал его сюжет для международного СМИ «Настоящее время». В своем сюжете Тургаев рассказал о «нелицеприятных» высказываниях президента Алмазбека Атамбаева в отношении журналистов и о критике со стороны правозащитников.

Повестку от спецслужб Тургаев получил в 12 часов 23 июня и прибыл на допрос в 14:00.

В ГКНБ он направился без юриста — его допрашивали более пяти часов.

По словам Тургаева, ГКНБ заинтересовал его сюжет на международном новостном сайте «Настоящее время», посвященный визиту генсека ООН Антониу Гутерриша в Кыргызстан.

В беседе с Kloop.kg Шавкат Тургаев не уточнил, что именно в его сюжете за 13 июня стало причиной вызова на допрос.

Что рассказывал в своем сюжете Шавкат Тургаев?

В своем сюжете Шавкат Тургаев описывает хронику событий в день визита Антониу Гутерриша в Кыргызстан — его встречу с Атамбаевым, недовольство правозащитников и то, как президент Кыргызстана назвал некоторых журналистов и политиков «дерьмом».

Сюжет начинается с визита Антониу Гутерриша в резиденцию «Ала-Арча», а после показывает выступление президента и генсека перед журналистами.

«Конечно же хотелось бы, чтобы господин Гутерриш чаще к нам приезжал, но, как он сам говорит, я, говорит, должен ездить в те страны, где есть проблемы. У вас, говорит, нет проблем. В его глазах. С точки зрения ООН», — говорит президент Кыргызстана.

Антониу Гутерриш в своей речи сказал, что Кыргызстан и его народ придерживается «верховенства права», а сама страна является «символом демократии в этом регионе».

Антониу Гутерриш

После выступления генсека закадровый голос журналиста Шавката Тургаева продолжает:

«Гутерриш назвал Кыргызстан “пионером демократии” в Центральной Азии. Если бы он знал наперед, о чем позже заговорит Атамбаев, столь хвалебные слова, возможно, приберег бы до лучших времен. Глава республики в очередной раз прошелся с критикой по журналистам, при этом слова он подобрал весьма нелицеприятные».

Следом в сюжете показывают отрезок с жёстким выпадом президента Атамбаева в отношении некоторых политиков и работников СМИ.

«За семь лет столько нервов и крови выпили не проблемы перед страной, а вот это дерьмо, которое есть среди политиков и среди людей, которые себя считают журналистами. Вы знаете, у нас почему то столько дерьма среди политиков и, извиняюсь конечно, среди журналистов, это плохо для страны», — говорит президент Кыргызстана.

Антониу Гутерриш и Алмазбек Атамбаев

Закадровый голос журналиста продолжает:

«Дословно ли перевели слова Атамбаева генсеку, неизвестно. Да и кого из политиков и журналистов президент имел в виду, тоже не все поняли. Но уже в следующем выпаде все немного прояснилось — под пресс попали не только журналисты, но и правозащитники».

«Естественно, наши службы проводили соответствующие оперативные мероприятия, и поразило, что когда журналист разговаривает с якобы правозащитником, ну это известный правозащитник нашей страны, и правозащитник ему говорит — Слушай, говорит, ты вот дальше продолжай в таком же ключе, и властям не понравится, но ты, стопудово, получишь политическое убежище. То есть, ты разожги резню между общинами в стране к семилетию событий, ты зато получишь политическое убежище», — говорит Атамбаев.

Улугбек Бабакулов

Тургаев считает, что эти слова направлены в сторону журналиста Улугбека Бабакулова — его обвинили в «экстремизме» за материал, в котором он раскритиковал власти за бездействие в отношении «призывающих к расправе над узбеками».

В результате депутаты призвали лишить Бабакулова гражданства, а Госкомитет нацбезопасности возбудил против него уголовное дело. Улугбек Бабакулов был вынужден покинуть Кыргызстан и, предположительно, находится в российском городе Казани.

«Реакции Антонио Гутерриша на выпады Атамбаева на журналистов и правозащитников пока не последовало. Зато в медийном сообществе слова президента восприняли как очередное давление на свободу слова», — рассказывает автор сюжета.

Нарын Айып

В качестве подтверждения приводится интервью журналиста и соучредителя издания «Заноза» Нарынбека Идинова (он же Нарын Айып).

На издание «Заноза», его соучредителя и главного редактора Дину Маслову подано уже пять исков от Генпрокуратуры по защите чести и достоинства президента. От СМИ требуют компенсации нанесенного ущерба — в совокупности по всем искам это сумма в 12 млн сомов.

«Суд, наверное, надо воспринимать как часть политики авторитарной. Что чтобы не ползало, чтобы не летало, чтобы не ходило по земле, только с позволения властей может быть. Даже хорошие вещи и плохие тоже, само собой», — говорит Идинов.

Чолпон Джакупова

«Этим казусом визит генсека ООН в Кыргызстан не завершился, — продолжает голос Тургаева — В Бишкеке на митинг вышли известные правозащитники. Они требовали встречи с Гутерришом»

Следующим героем репортажа Тургаева стала экс-депутат и правозащитница Чолпон Джакупова — она проходит ответчицей по одному из исков Генпрокуратуры к изданию «Заноза» о защите чести и достоинства президента Алмазбека Атамбаева.

Генпрокуратура требует компенсации ущерба, нанесенного президенту, в размере трех млн сомов.

Чолпон Джакупова рассказала, что предыдущие генсеки ООН, приезжая в Кыргызстан, обязательно встречались с правозащитным сообществом, а потому правозащитники надеялись на встречу с Гутерришем.

«С правозащитниками генеральный секретарь так и не встретился. Объяснили, что в программе это не запланировано. После встречи с Атамбаевым он вылетел в город Ош, где принял участие в мероприятиях, посвященных трагическим событиям в июне 2010-го», — этой фразой журналист заканчивает свой сюжет.

По теме:

  • ГКНБ допросил журналиста из-за звонка о лавине
  • Эльдияр Арыкбаев: Как я сходил в ГКНБ из-за материала об ЛГБТ
  • Главу Kyrgyz Concept допросили в ГКНБ по делу Текебаева